Образование: статьи и материалы » Игра как педагогическое средство развития детей дошкольного возраста в условиях учреждения закрытого типа » Игра как психолого-педагогическое средство развития дошкольника

Игра как психолого-педагогическое средство развития дошкольника

Страница 2

В основе сюжетно-ролевой игры лежит сюжет, с помощью которого и можно решать поставленные педагогом задачи, проектируя те или иные сюжетные линии и их развороты. В дошкольном возрасте основа сюжетных игр должна быть связана с той областью социальных отношений, в которые будет в скором времени встраиваться ребенок. Это: школа, семья, дружеские отношения, профессиональные отношения, особенности межличностных отношений, связанные с полом, возрастом человека. Помимо этого сюжет может быть значительно обогащен дополнительными задачами, решение которых продвинет ребенка и в ознакомлении с основными социальными ролями и поможет развитию необходимых в дошкольном возрасте направлений (указанных выше).

Е.В. Заика [9] перечисляет несколько принципов, которые необходимо учитывать в проектировании игр:

1. Использование в работе только известного ребенку материала. В этом плане педагоги часто делают ошибку, пытаясь обсуждать с детьми те сюжеты, которые воспитаннику детского дома просто не знакомы.

2. Активизация позиции ребенка в игре. В сюжетно-ролевой игре уже не достаточно банального манипулирования с предметами, необходима активная деятельность ребенка по реализации собственной роли. Для этого педагогу необходимо убедиться, насколько ребенок знает собственную роль, осознает правила игры и согласен ли он с ними.

3. Активизация коллективных форм взаимодействия в игре. В детских домах очень часто наблюдается замкнутость детей, вследствие чего сложно говорить о возможностях коллективного освоения норм. Преодолеть эту замкнутость в силах педагога и интересно выстроенного с его помощью содержания игры.

4. Взаимообмен мнениями по поводу содержания игры и относительно тех задач, которые необходимо решить в игре.

5. Положительный эмоциональный фон.

Уже не раз упоминались дополнительные игровые задачи. Это дополнительные вопросы педагога относительно содержания игры, проблемные точки, которые встраиваются в содержание самим педагогом или встречаются детьми независимо от него. В этих проблемных точках может быть отражен спорный опыт культурной и общественной жизни человека. Преодолеть эти точки – значит выразить собственное мнение относительно этого опыта, относительно мнений других детей.

Роль педагога в игре не проста. С одной стороны он не должен мешать игре детей какими-либо вставками и отвлекать их. С другой стороны он должен поддерживать сам «дух» игры, помогать ребенку входить в игровую действительность и пользоваться ею. Поэтому мастерство педагога имеет очень большое значение и в данном случае.

Как оценивать эффективность игровой деятельности? Различные авторы предлагают разные подходы:

1. Измерение эффективности игровой деятельности по степени игрового интереса, который складывается из следующих пунктов:

- длительная заинтересованность ребенка игрой, развитием сюжета и исполнением роли;

- желание ребенка принимать на себя определенную роль;

- наличие у ребенка любимой роли;

- нежелание заканчивать игру;

- активное исполнение ребенком всех видов работ;

- желание делиться со сверстниками и взрослыми своими впечатлениями после окончания игры.

2. Измерение эффективности по объему полученных в ходе игры знаний.

3. Измерение эффективности по уровню сформированности и принятия основных элементов игры (роли, правил и пр.). Так, к примеру, если ребенок не может заменить реальный предмет воображаемым, то это значит, что уровень его развития не позволяет играть полноценно и использовать ресурсы игры и в этом плане эффективность игры для него будет низкой.

При измерении эффективности необходимо разделять собственно стартовый уровень развития ребенка до игры и то, как игра повлияла на развитие ребенка.

В логике данной работы мы признаем за всеми детьми равные психические и интеллектуальные способности. Негативизм, несомый развитию ребенка закрытым учреждением, может быть преодолен педагогом перед игрой и в течение самой игры. Иногда для этого требуется достаточно большое количество затрачиваемого времени и труда.

Эффективность самой игры логично измерять, исходя из того, как мы понимаем игровую деятельность. Описанные в первом параграфе идеи Выготского и сформированная на этих идеях теория возрастной периодизации Эльконина позволяют говорить об удачной в педагогическом плане игре в следующих случаях:

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Технологии дистанционного обучения
Известны и применяются следующие основные технологии дистанционного обучения: 1. Кейс-технология, при которой обучаемый получает комплект учебных материалов (кейс) и изучает их, имея возможности периодических консультаций с преподавателями-тьюторами в учебных пунктах (центрах). 2. ТВ-технологии, пр ...

Определение педагогики
Термин педагогика имеет два значения: первое — это область научного знания, наука, второе — область практической деятельности, ремесло, искусство. Педагогом является учитель, ученый, работник управления, менеджер в образовании. Каждая наука имеет свой предмет — область действительности, которую она ...

Мотивы и формы общения
Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от других представителей животного мира. Речь обычно определяют через ее коммуникативную способность, т.е. как исторически сложившуюся форму общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков. Помимо коммуникативной фун ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru