Образование: статьи и материалы » Игра как педагогическое средство развития детей дошкольного возраста в условиях учреждения закрытого типа » Анализ педагогической деятельности и условий психического развития и социализации в учреждении закрытого типа «Детский дом «Родничок»

Анализ педагогической деятельности и условий психического развития и социализации в учреждении закрытого типа «Детский дом «Родничок»

Страница 1

В связи с необходимостью обновления методических основ работы педагога в учреждениях закрытого типа будет проведена работа по составлению новых методических рекомендаций педагогам – воспитателям детских домов. Закрытость специализированных учреждений, негативизм, несомый ими развитию своих воспитанников (в том числе детям – дошкольникам) требуют детального изучения деятельности таких учреждений, деятельности педагогов и выявления проблемных аспектов деятельности, мешающих полноценному развитию детей-сирот. Влияние игры на развитие дошкольников и малое количество исследований в этой области требуют проведения практической работы с детьми по выявлению особенностей игровой деятельности в закрытых учреждениях.

Эмпирическая работа преследовала решение нескольких задач: проведение исследования игровой деятельности детей-сирот, исследование деятельности педагогов в детском доме, обсуждение эффектов педагогической работы и путей ее улучшения с сотрудниками детского дома, – проводилась на базе Детского дома №1 «Родничок».

Нами были выявлены основные особенности самого учреждения, педагогической работы в нем, условия проживания детей-дошкольников, которые поддаются прямому наблюдению, и выявление которых не требует дополнительных усилий, помимо аналитической обработки. Анализ организации мы проводили, используя методику

- Совместное проживание детей разного возраста, раздельное проживание мальчиков и девочек. Практика совместного проживания детей возраста наблюдается повсеместно и многими признается успешной. Большинство педагогов-теоретиков высказывается за совместное проживание детей, которое дает им навыки общежития, коллективной деятельности и пр. Между тем разнородность возрастных групп, дополненная разным уровнем развития детей, различными интересами и направлениями развития приводит к образованию неформальных групп. Именно поэтому рекомендуется разделять детей по половому признаку и по количественному (разновозрастные группы по 5-6 человек).

– Практически неразделенность пространства быта, обучения, досуга. Психологами признается важным осознание человеком собственной принадлежности к определенной социальной группе (по интересам, профессии, уровню учебной деятельности и пр.). Кроме того, для успешной социализации ребенку необходимо разграничивать пространства, которые требуют разного ролевого поведения, что особенно важно в дошкольный период детства.

– Жесткая регламентация жизнедеятельности. Дети живут согласно распорядку дня. В обыденной жизни умение планировать собственную жизнь очень важно. Но оно практически никогда (за исключением казарм и тюрем) не доходит до такой предельной крайности.

– Малое количество времени и пространства для развития собственно индивидуальности ребенка. В дошкольном возрасте важно показать и оформить собственное пространство ребенка. Особенно это актуально для детей-сирот.

- Частое применение воспитателями метода «кнута и пряника», когда чрезмерная опека сменяется чрезмерным гневом и наказаниями за проступок. Такой стиль поведения ребенок – воспитанник детдома может наблюдать в неблагополучной семье, но не в образовательном учреждении.

- «Коллективность» воспитания, обучения – ситуация, когда педагог по большей части обращается к группе, а не к отдельному ребенку. Период дошкольного детства требует индивидуального подхода (впрочем, как и любой другой период детства).

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Суть концепции М. Монтессори
Развитием психики и воспитанием детей в возрасте от 3 до 7 лет по определенной системе занималась Мария Монтессори (1870—1952) в Риме. Она считала этот возраст важным в психическом развитии ребенка. Ее опыт работы с «ненормальными детьми» (так в те годы называли детей с задержкой психического разви ...

Профессиональное самоопределение в старшем школьном возрасте
Наиболее остро стоит вопрос профессионального выбора в старшем школьном возрасте. Это период перехода отрочества к раннему юношеству, охватывающий возраст от 15 до 17 лет. Согласно периодизации развития личности по Э. Эриксону, описывающей весь жизненный путь человека, результатом успешного развити ...

Описание методики диагностирования уровня сформированности экономических представлений младших школьников
Актуальность проблемы. Для контроля знаний, осуществления дифференциации и индивидуализации обучения предусмотрены задания разной степени сложности с учетом интересов и возможностей учеников. В процессе проверки необходимо выяснить, как учащиеся умеют воспринимать и воспроизводить полученную эконом ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru