Образование: статьи и материалы » Игра как педагогическое средство развития детей дошкольного возраста в условиях учреждения закрытого типа » Анализ педагогической деятельности и условий психического развития и социализации в учреждении закрытого типа «Детский дом «Родничок»

Анализ педагогической деятельности и условий психического развития и социализации в учреждении закрытого типа «Детский дом «Родничок»

Страница 1

В связи с необходимостью обновления методических основ работы педагога в учреждениях закрытого типа будет проведена работа по составлению новых методических рекомендаций педагогам – воспитателям детских домов. Закрытость специализированных учреждений, негативизм, несомый ими развитию своих воспитанников (в том числе детям – дошкольникам) требуют детального изучения деятельности таких учреждений, деятельности педагогов и выявления проблемных аспектов деятельности, мешающих полноценному развитию детей-сирот. Влияние игры на развитие дошкольников и малое количество исследований в этой области требуют проведения практической работы с детьми по выявлению особенностей игровой деятельности в закрытых учреждениях.

Эмпирическая работа преследовала решение нескольких задач: проведение исследования игровой деятельности детей-сирот, исследование деятельности педагогов в детском доме, обсуждение эффектов педагогической работы и путей ее улучшения с сотрудниками детского дома, – проводилась на базе Детского дома №1 «Родничок».

Нами были выявлены основные особенности самого учреждения, педагогической работы в нем, условия проживания детей-дошкольников, которые поддаются прямому наблюдению, и выявление которых не требует дополнительных усилий, помимо аналитической обработки. Анализ организации мы проводили, используя методику

- Совместное проживание детей разного возраста, раздельное проживание мальчиков и девочек. Практика совместного проживания детей возраста наблюдается повсеместно и многими признается успешной. Большинство педагогов-теоретиков высказывается за совместное проживание детей, которое дает им навыки общежития, коллективной деятельности и пр. Между тем разнородность возрастных групп, дополненная разным уровнем развития детей, различными интересами и направлениями развития приводит к образованию неформальных групп. Именно поэтому рекомендуется разделять детей по половому признаку и по количественному (разновозрастные группы по 5-6 человек).

– Практически неразделенность пространства быта, обучения, досуга. Психологами признается важным осознание человеком собственной принадлежности к определенной социальной группе (по интересам, профессии, уровню учебной деятельности и пр.). Кроме того, для успешной социализации ребенку необходимо разграничивать пространства, которые требуют разного ролевого поведения, что особенно важно в дошкольный период детства.

– Жесткая регламентация жизнедеятельности. Дети живут согласно распорядку дня. В обыденной жизни умение планировать собственную жизнь очень важно. Но оно практически никогда (за исключением казарм и тюрем) не доходит до такой предельной крайности.

– Малое количество времени и пространства для развития собственно индивидуальности ребенка. В дошкольном возрасте важно показать и оформить собственное пространство ребенка. Особенно это актуально для детей-сирот.

- Частое применение воспитателями метода «кнута и пряника», когда чрезмерная опека сменяется чрезмерным гневом и наказаниями за проступок. Такой стиль поведения ребенок – воспитанник детдома может наблюдать в неблагополучной семье, но не в образовательном учреждении.

- «Коллективность» воспитания, обучения – ситуация, когда педагог по большей части обращается к группе, а не к отдельному ребенку. Период дошкольного детства требует индивидуального подхода (впрочем, как и любой другой период детства).

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Требования к условиям организации занятия дошкольников
Любая деятельность, а особенно физическая, может осуществляться лишь под непосредственным контролем и наблюдением со стороны взрослого. В спортивном зале и на спортивной площадке должны быть созданы условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей: а) все оборудование: гимнастическая стенка, к ...

Анкетирование старшеклассников с целью выявления особенностей профессионального самоопределения
Анкетирование было проведено с целью исследования самоопределения школьников, а также профориентационной работы в школе на базе МОУ «Молочно-Дворская СОШ» пгт. Молочные Дворы Плавского района. Выборку составили учащиеся 9 (13 человек) и 11 (11 человек) классов. Анализ результатов анкетирования учащ ...

Связная речь и ее особенности
Вопросами развития связной речи дошкольников занимались многие ученые-педагоги. Первым затронул эту проблему К.Д. Ушинский в конце ХIХ века. Он утверждал, что только при правильном обучении речи можно реализовать все другие задачи воспитания и обучения. Однако наибольшего расцвета методика развития ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru