Определение уровня психического развития ребенка является важнейшим направлением в деятельности дефектолога. Задачи такого рода часто возникают в процессе воспитания детей. Причиной обращения к специалистам подобного рода являются дисгармонии в становлении личности, нарушение общепринятых норм и правил поведения, а также сложности во взаимоотношениях, как со сверстниками, так и с взрослыми. И самое удобное для диагностики тех или иных состояний являются диагностические методики, и в том числе, различного рода тестовые процедуры.
Диагностика позволяет выявить степень его созревания. Речь идет о соответствии созревания определенных мозговых структур, нервно- психических функций условиям и целям его воспитания.
В данном параграфе мы определим задачу опытно-экспериментальной работы и подробно опишем методику констатирующего, формирующего и повторно констатирующего эксперимента.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что в структуре задержки психического развития одним из важных составляющих является недоразвитие мыслительной деятельности. Наглядно-образное мышление дошкольников с задержкой психического развития характеризуется рядом специфических особенностей, которые можно выявить с помощью специально подобранных методик.
В своей работе мы использовали методики, которые позволяют выявить особенности наглядно-образного мышления детей с задержкой психического развития.
Экспериментальное исследование проводилось нами в течение 2003 года в ГДОУ №45 Красногвардейского района (компенсирующего вида) города Санкт-Петербурга. Оно проводилось в средней группе детей с задержкой психического развития. В эксперименте участвовало 10 детей в возрасте от 5 до 6 лет.
Программа экспериментальной работы предусматривала 3 этапа:
1 этап - констатирующий эксперимент.
2 этап - формирующий эксперимент.
3 этап – повторный констатирующий эксперимент.
Для проведения констатирующего эксперимента мы подобрали ряд методик, с помощью которых мы выявляем уровень развития наглядно-образного мышления. Методики предъявлялись детям в первой половине дня после проведения подгрупповых занятий, индивидуально, последовательно от 1 к 5. Обработка результатов исследования производилась путем оценки уровня развития наглядно-образного мышления детей по 4-х бальной системе.
Методика 1. «Помоги достать игрушку!».
Цель: исследование особенностей формирования целостного восприятия ситуаций, изображенных на картинках. Исследование формирования предпосылок к наглядно- образному мышлению.
Оборудование: сюжетная картинка - в комнате стоит мальчик, в руках у него ключик, напротив, на гвоздике, высоко висит прозрачный пакетик с машинкой. В углу далеко от мальчика, стоят два стула - большой и маленький.
Процедура: предъявляется картинка с сюжетным изображением и дается инструкция.
Инструкция: экспериментатор предлагает ребенку рассмотреть картинку и говорит: «Мальчик хочет поиграть с машинкой, завести ее, но не знае6т как ее достать. Подскажи мальчику, как достать машинку». В случае затруднения ребенку задают уточняющие вопросы: «что хочет достать мальчик? Что ему надо взять, чтобы достать машинку? Почему ему надо взять большой стул? Куда он его поставит? А потом что он будет делать?» если подсказки не помогают ребенку, используется прием припоминания: «вспомни, как ты доставал игрушку, когда она находилась высоко. А теперь расскажи все по порядку, что мальчику надо сделать, чтобы он достал машинку».
Методика 2. «Чего не хватает?».
Цель: исследуется понимание смысла ситуации, наличие элементарных представлений, возможность использования прошлого опыта. Исследование особенностей формирования понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов.
Оборудование: шесть сюжетных картинок, на которых изображен персонаж без предмета-орудия. Внизу сюжетная картинка- ряд предметных картинок, изображающих недостающие предметы.
Процедура: ребенку предъявляют сюжетную картинку с изображением ситуации, в которой не хватает какого- либо элемента. Ребенка просят назвать предмет, которого недостает. В качестве помощи можно предъявить вспомогательную картинку с изображением различных предметов, как нужных так и не нужных для правильного ответа.
Инструкция: ребенку предъявляют сюжетную картинку с изображением ситуации, в которой не хватает какого- либо элемента. Ребенка просят назвать предмет, которого недостает: «чего не хватает на этой картинке?» В качестве помощи можно предъявить вспомогательную картинку с изображением различных предметов, как нужных так и не нужных для правильного ответа: «чего не хватает на этой картинке? Найди нужный ему предмет».
Похожие статьи:
Методы обучения
Метод деятельности – это способ её осуществления, который ведёт к достижению поставленной цели. Методы обучения – это, с одной стороны, методы преподавания, а с другой – учения (В.И. Андреев). Методы преподавания – это разработанная с учетом дидактических закономерностей и принципов система приёмов ...
Когда начинать заниматься
Начинайте заниматься с ребенком с первых же дней его жизни. Бережно относитесь к нежным тканям младенца, вооружившись основательными знаниями, подробно приведенными в специальной литературе. Основным периодом занятий родителей с детьми является возраст от 2 до б лет. Но и после 6 лет не следует пре ...
Общие тенденции для ОУ за последние годы
Проведение предметных недель (в данном направлении активно работают все МО) Проведение экологической недели Проведение олимпиад по предметам в ноябре месяце Проведение открытых уроков в рамках МО Утверждение практической части по предметам к экзаменам Рассмотрение календарно-тематического планирова ...