Образование: статьи и материалы » Игра как педагогическое средство развития детей дошкольного возраста в условиях учреждения закрытого типа » Проведение опытно-эмпирической работы по формированию игровых умений у детей-дошкольников в условиях учреждения закрытого типа по методике Н.Я. Михайленко

Проведение опытно-эмпирической работы по формированию игровых умений у детей-дошкольников в условиях учреждения закрытого типа по методике Н.Я. Михайленко

Страница 1

Опытно-эмпирическая работа проводилась на базе детского дома №1 «Родничок». В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте от 6 до 7 лет.

Опытно-эмпирическая работа проходила в несколько этапов. На первом этапе мы провели сравнительное наблюдение сформированности социальной компетентности в игре двух групп детей: группы детей-сирот и группы детей, воспитывающихся в семьях. Причем вторая группа была принята за норму. При оценке сформированности социальной компетентности дошкольников инструментарием для оценки являются следующие критерии, взятые нами из программы «Истоки»:

I – выбор адекватной альтернативы поведения ;

II – установление устойчивого контакта со сверстниками ;

III – умение взаимодействовать в команде;

IV – свободный диалог;

V – выполнение нравственной нормы (нормы взаимопомощи).

Данные сравнительного наблюдения представлены в таблице 2.1

Из таблицы видно, что у детей-сирот развитие социальной компетентности по всем показателям находиться на более низком уровне в сравнении с детьми, воспитывающимися в семьях.

С целью проверки гипотезы об условиях повышения эффективности игры как средства развития социальной компетентности было проведено экспериментальное исследование в два этапа. На первом (контрольном) этапе проводились игровые занятия по методике Н.Я. Михайленко, после чего были проведены замеры. На втором (экспериментальном) этапе после проведения игровых занятий были апробированы выделенные нами условия повышения эффективности игры, а именно:

- расширение личного пространства воспитанников;

- развитие коллективных форм сотрудничества педагогов и детей во внеучебное время;

- увеличение количества социальных контактов воспитанников со средой за периметром учреждения.

Экспериментальное исследование длилось два месяц (сентябрь 2008 – ноябрь 2008 года). При этом велось наблюдение по вышеизложенным критериям социальной компетентности.

Данные экспериментального исследования представлены в таблице 2.2

Таблица 2.1

Критерии социальной компетентности

Дети, воспитывающиеся в семье

Дети, воспитывающиеся в детском доме

I выбор адекватной альтернативы поведения

A – не может изменить ролевое поведение без поддержки

B – меняет ролевое поведение или роль при небольшой поддержке

C – меняет ролевое поведение или роль самостоятельно

C

A

C

B

B

C

C

A

B

C

A

A

C

A

B

A

A

B

A

B

II умение взаимодействовать в команде

A – играет один

B – играет с одним постоянным партнером

C – играет с несколькими постоянными партнерами

D – играет с разными партнерами

B

B

A

D

C

C

C

D

C

D

B

C

A

B

D

C

A

D

B

C

III установление устойчивого контакта со сверстниками

A – вступает в игру только по инициативе со стороны

B – вступает в игру при поддержке со стороны

C – вступает в игру самостоятельно

B

B

C

A

C

C

C

C

B

C

A

C

B

A

A

B

B

C

A

A

IV свободный диалог

A – ролевой диалог практически отсутствует

B – ролевой диалог не постоянен

C – самостоятельный непрерывный ролевой диалог

B

C

B

C

C

B

C

B

B

A

B

A

C

A

B

A

B

B

A

C

V выполнение нравственной нормы (нормы взаимопомощи)

А – оказывает помощь только в игровых отношениях

B – оказывает помощь и в реальных отношениях

A

A

B

B

B

B

A

B

B

B

B

A

A

B

A

A

B

A

A

A

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Характеристика общего нарушения речи и направления коррекционной работы
Специальные исследования детей с ОНР показали клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи. Схематично их можно разделить на три основные группы. У детей первой группы имеют место признаки лишь общего недоразвития речи, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности ...

Работа со школьными методическими объединениями
Цель: выявление результативности выполнения целей и задач, возложенные на методические объединения. Школьные методические объединения учителей – давно сложившаяся форма коллективной методической работы. В работе МО МОУ Джогинская СОШ оптимально сочетаются: Коллективные формы работы: Работа над един ...

Общеразвивающие упражнений в младшей группе
1. На первом этапе обучения дети размещаются на площадке хаотично. Педагог должен помочь найти удобное место тем, кто не умеет делать это самостоятельно. Нужно одновременно видеть всех детей, поэтому воспитатель должен стоять у короткой стороны площадки лицом к детям. В последующем, когда дети стро ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru