Образование: статьи и материалы » Игра как педагогическое средство развития детей дошкольного возраста в условиях учреждения закрытого типа » Проведение опытно-эмпирической работы по формированию игровых умений у детей-дошкольников в условиях учреждения закрытого типа по методике Н.Я. Михайленко

Проведение опытно-эмпирической работы по формированию игровых умений у детей-дошкольников в условиях учреждения закрытого типа по методике Н.Я. Михайленко

Страница 1

Опытно-эмпирическая работа проводилась на базе детского дома №1 «Родничок». В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте от 6 до 7 лет.

Опытно-эмпирическая работа проходила в несколько этапов. На первом этапе мы провели сравнительное наблюдение сформированности социальной компетентности в игре двух групп детей: группы детей-сирот и группы детей, воспитывающихся в семьях. Причем вторая группа была принята за норму. При оценке сформированности социальной компетентности дошкольников инструментарием для оценки являются следующие критерии, взятые нами из программы «Истоки»:

I – выбор адекватной альтернативы поведения ;

II – установление устойчивого контакта со сверстниками ;

III – умение взаимодействовать в команде;

IV – свободный диалог;

V – выполнение нравственной нормы (нормы взаимопомощи).

Данные сравнительного наблюдения представлены в таблице 2.1

Из таблицы видно, что у детей-сирот развитие социальной компетентности по всем показателям находиться на более низком уровне в сравнении с детьми, воспитывающимися в семьях.

С целью проверки гипотезы об условиях повышения эффективности игры как средства развития социальной компетентности было проведено экспериментальное исследование в два этапа. На первом (контрольном) этапе проводились игровые занятия по методике Н.Я. Михайленко, после чего были проведены замеры. На втором (экспериментальном) этапе после проведения игровых занятий были апробированы выделенные нами условия повышения эффективности игры, а именно:

- расширение личного пространства воспитанников;

- развитие коллективных форм сотрудничества педагогов и детей во внеучебное время;

- увеличение количества социальных контактов воспитанников со средой за периметром учреждения.

Экспериментальное исследование длилось два месяц (сентябрь 2008 – ноябрь 2008 года). При этом велось наблюдение по вышеизложенным критериям социальной компетентности.

Данные экспериментального исследования представлены в таблице 2.2

Таблица 2.1

Критерии социальной компетентности

Дети, воспитывающиеся в семье

Дети, воспитывающиеся в детском доме

I выбор адекватной альтернативы поведения

A – не может изменить ролевое поведение без поддержки

B – меняет ролевое поведение или роль при небольшой поддержке

C – меняет ролевое поведение или роль самостоятельно

C

A

C

B

B

C

C

A

B

C

A

A

C

A

B

A

A

B

A

B

II умение взаимодействовать в команде

A – играет один

B – играет с одним постоянным партнером

C – играет с несколькими постоянными партнерами

D – играет с разными партнерами

B

B

A

D

C

C

C

D

C

D

B

C

A

B

D

C

A

D

B

C

III установление устойчивого контакта со сверстниками

A – вступает в игру только по инициативе со стороны

B – вступает в игру при поддержке со стороны

C – вступает в игру самостоятельно

B

B

C

A

C

C

C

C

B

C

A

C

B

A

A

B

B

C

A

A

IV свободный диалог

A – ролевой диалог практически отсутствует

B – ролевой диалог не постоянен

C – самостоятельный непрерывный ролевой диалог

B

C

B

C

C

B

C

B

B

A

B

A

C

A

B

A

B

B

A

C

V выполнение нравственной нормы (нормы взаимопомощи)

А – оказывает помощь только в игровых отношениях

B – оказывает помощь и в реальных отношениях

A

A

B

B

B

B

A

B

B

B

B

A

A

B

A

A

B

A

A

A

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Самоконтроль результатов недели и дня
Чтобы грамотно организовать предстоящую неделю, важно регулярно анализировать итоги реализации приоритетов недели и наиболее важных дел за этот период. В конце каждого дня необходимо оценить не только выполнение общих задач, но и произвести личный контроль результатов собственной деятельности. Тщат ...

Основные функции дидактической игры
Дидактическая игра - это сложное, многообразное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал у ...

Проблема трудового воспитания младших школьников в педагогической литературе
Воспитание человека в широком педагогическом смысле - это целенаправленный процесс, осуществляемый педагогами, включающей в себя все виды учебных занятий и внеучебной воспитательной работы. Воспитание обусловлено потребностями и непосредственно связано с трудом. Труд есть сознательная, целесообразн ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru