Таблица 2.2 Развитие социальной компетентности детей в ходе формирующего эксперимента
Критерии социальной компетентности |
Экспериментальный этап | |||||||||
Контрольный этап | ||||||||||
I выбор адекватной альтернативы поведения A – не может изменить ролевое поведение без поддержки B – меняет ролевое поведение или роль при небольшой поддержке C – меняет ролевое поведение или роль самостоятельно |
C |
B |
C |
B |
B |
A |
B |
C |
A |
B |
B |
A |
C |
B |
B |
A |
B |
C |
A |
B | |
II умение взаимодействовать в команде A – играет один B – играет с одним постоянным партнером C – играет с несколькими постоянными партнерами D – играет с разными партнерами |
B |
D |
C |
B |
D |
C |
A |
D |
B |
C |
B |
C |
B |
B |
D |
C |
A |
D |
B |
C | |
III установление устойчивого контакта со сверстниками A – вступает в игру только по инициативе со стороны B – вступает в игру при поддержке со стороны C – вступает в игру самостоятельно |
B |
C |
B |
A |
B |
C |
B |
C |
B |
C |
B |
C |
B |
A |
A |
C |
B |
C |
B |
B | |
IV свободный диалог A – ролевой диалог практически отсутствует B – ролевой диалог не постоянен C – самостоятельный непрерывный ролевой диалог |
B |
B |
C |
B |
C |
A |
B |
C |
B |
C |
B |
A |
C |
B |
B |
A |
B |
C |
B |
C | |
V выполнение нравственной нормы (нормы взаимопомощи) А – оказывает помощь только в игровых отношениях B – оказывает помощь и в реальных отношениях |
B |
A |
B |
B |
A |
A |
B |
B |
A |
B |
B |
A |
A |
B |
A |
A |
B |
B |
A |
B |
Исходя из полученных результатов, можно сделать следующее заключение. В экспериментальной группе наблюдались качественные изменения по всем критериям. А именно: по I, II и IV критерию изменения произошли у двоих детей, по III, V критерию изменения наблюдались у одного ребенка.
Проводя данный эксперимент, было выявлено, что включение выделенных нами условий в игровую методику Н.Я. Михайленко повышает эффективность игры, способствуя развитию навыков социальной компетентности. Положительный эмоциональный настрой, сопровождающий игровую деятельность, побуждал участников эксперимента проявлять активность в продуктивной деятельности. Овладение умением изменять ролевые позиции уже само по себе делает самостоятельную игру ребенка богаче, способствует развитию эмоционально-действенной ориентации в смыслах человеческих действий и отношений.
Похожие статьи:
Общие тенденции для ОУ за последние годы
Проведение предметных недель (в данном направлении активно работают все МО) Проведение экологической недели Проведение олимпиад по предметам в ноябре месяце Проведение открытых уроков в рамках МО Утверждение практической части по предметам к экзаменам Рассмотрение календарно-тематического планирова ...
Психолого-педагогические рекомендации
1.Специфика педагогического взаимодействия на уроках музыки требует от учителя обратить особое внимания на важность развития невербального компонента в поведении. Этой проработке, к сожалению, не уделяется достаточного внимания не только в школе, но и на других уровнях, поэтому мы рекомендуем: Р ра ...
Определение уровня педагогического мастерства
Основы педагогического мастерства, реализуемые в деятельности, это уже проявление профессионализма. Но судить о его уровне можно по тому, как решаются педагогические задачи и, в конечном счете, какие результаты будут достигнуты. Определение уровня педагогического мастерства невозможно без установле ...