Таблица 2.2 Развитие социальной компетентности детей в ходе формирующего эксперимента
Критерии социальной компетентности |
Экспериментальный этап | |||||||||
Контрольный этап | ||||||||||
I выбор адекватной альтернативы поведения A – не может изменить ролевое поведение без поддержки B – меняет ролевое поведение или роль при небольшой поддержке C – меняет ролевое поведение или роль самостоятельно |
C |
B |
C |
B |
B |
A |
B |
C |
A |
B |
B |
A |
C |
B |
B |
A |
B |
C |
A |
B | |
II умение взаимодействовать в команде A – играет один B – играет с одним постоянным партнером C – играет с несколькими постоянными партнерами D – играет с разными партнерами |
B |
D |
C |
B |
D |
C |
A |
D |
B |
C |
B |
C |
B |
B |
D |
C |
A |
D |
B |
C | |
III установление устойчивого контакта со сверстниками A – вступает в игру только по инициативе со стороны B – вступает в игру при поддержке со стороны C – вступает в игру самостоятельно |
B |
C |
B |
A |
B |
C |
B |
C |
B |
C |
B |
C |
B |
A |
A |
C |
B |
C |
B |
B | |
IV свободный диалог A – ролевой диалог практически отсутствует B – ролевой диалог не постоянен C – самостоятельный непрерывный ролевой диалог |
B |
B |
C |
B |
C |
A |
B |
C |
B |
C |
B |
A |
C |
B |
B |
A |
B |
C |
B |
C | |
V выполнение нравственной нормы (нормы взаимопомощи) А – оказывает помощь только в игровых отношениях B – оказывает помощь и в реальных отношениях |
B |
A |
B |
B |
A |
A |
B |
B |
A |
B |
B |
A |
A |
B |
A |
A |
B |
B |
A |
B |
Исходя из полученных результатов, можно сделать следующее заключение. В экспериментальной группе наблюдались качественные изменения по всем критериям. А именно: по I, II и IV критерию изменения произошли у двоих детей, по III, V критерию изменения наблюдались у одного ребенка.
Проводя данный эксперимент, было выявлено, что включение выделенных нами условий в игровую методику Н.Я. Михайленко повышает эффективность игры, способствуя развитию навыков социальной компетентности. Положительный эмоциональный настрой, сопровождающий игровую деятельность, побуждал участников эксперимента проявлять активность в продуктивной деятельности. Овладение умением изменять ролевые позиции уже само по себе делает самостоятельную игру ребенка богаче, способствует развитию эмоционально-действенной ориентации в смыслах человеческих действий и отношений.
Похожие статьи:
Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста
Развитие музыкального восприятия детей дошкольного возраста, особенно в период от начала 4-го до конца 7-го года жизни, происходит в единстве и взаимодействии двух основных линий: собственно интонационного восприятия и осознания музыки и ее индивидуальной интерпретации, опосредованной жизненным и м ...
Психолого-педагогическая характеристика нарушений поведения детей младшего
школьного возраста
Психолого-педагогические исследования показывают, что у большинства детей встречаются различного рода проблемы и трудности, среди которых нарушения поведения занимают одно из ведущих мест. Вместе с тем в психолого-педагогической литературе не удалось обнаружить определение понятия и типологию наруш ...
Экспериментальная работа по проверке эффективности
формирования произвольного поведения
Методы 1. Беседа с учителем 2. Наблюдение за учащимися во время уроков литературного чтения, перемены, внеклассных мероприятий. 3. Заполнение сводной таблицы по следующим параметрам: активен в общении со сверстниками, сам выбирает себе партнеров для игр и занятий; не провоцирует конфликты со сверст ...