Прежде чем составлять методические рекомендации педагогам, работающим с детьми-сиротами дошкольного возраста, необходимо определиться с блоками той информации, которая, на наш взгляд, должна содержаться в этих рекомендациях. Конкретно эти блоки должны разрешать следующие проблемы:
– Повышение профессионального мастерства педагога;
– Преодоление закрытости специализированных образовательных учреждений для детей-сирот;
– Внедрение в образовательный процесс актуальных методик и техник работы с детьми-сиротами;
– Ликвидация негативных эффектов образования в закрытых учреждениях;
– Учет возрастных особенностей детей при построении образовательного процесса в закрытых учреждениях.
В дальнейшем мы будем рассматривать только те стороны проблем, решить которые в силах сами педагоги.
1. Повышение профессионального мастерства педагога:
1.1 Увеличение числа базовых компетенций, необходимых в работе с детьми:
– коммуникативная – как умение наладить диалог с ребенком;
– организационно-управленческая – как умение организовать свой распорядок дня, рабочий стол и пр.;
– методическая – как умение анализировать и понимать смысл и базовую схему работы той или иной применяемой в собственной работе методики;
– информационная – как умение применять в своей работе новейшие информационные технологии;
- междисциплинарная – как умение применять в своей работе знания из различных сфер (психологии, педагогики, медицины и пр.);
– конфликтная – как умение управлять конфликтом и рассматривать конфликт как ресурс для развития;
– реабилитационная – как умение расслабляться и в короткие сроки восстанавливать собственные силы; сюда же входит стрессоустоичивость, как умение сводить к минимуму собственные и чужие энергетические затраты в стрессовых ситуациях;
– рефлексивная – как умение выходить в надпредметный план и видеть ситуацию со стороны;
– помимо прочего в работе педагога важны мобильность, как умение быстро реагировать на различные ситуации, общая грамотность, как умение работать с текстами и пр.
1.2 Постоянный процесс саморазвития личности и индивидуальности педагога. В работе педагога важны такие качества как терпеливость, уважение к другому человеку и пр.
Компетенция – как некоторая искусственная конструкция позволяет с собой работать, себя диагностировать и измерять. Говоря о личностных качествах, мы можем лишь надеяться на их наличие у человека, опираясь на субъективное мнение или на опыт работы с ним. В экономике профессионализм уже давно понимается, как способность человека отделять себя от профессии. Эта способность помогает достигать больших успехов собственно в профессии и не переносить ее возможный негативизм на личную жизнь и наоборот.
Помимо личностных качеств в педагоге всегда ценился его интеллектуальный багаж. Количество и качество прочитанных книг отражаются не только на профессионализме педагога, но и на том, какие модели поведения и пр. будут сняты с него ребенком.
1.3 Постоянный процесс обновления знаний, как профессиональных, так и знаний о самом себе.
2. Преодоление закрытости учреждения:
2.1 Преодоление стереотипов. В обществе существуют ярлыки о воспитанниках детских домов (например, «детдомовец»), о самих учреждениях. Эти ярлыки отражаются на ребенке с самого момента его поступления в это учреждение. Еще долго они дают о себе знать и после окончания учреждения. Чтобы этих ярлыков не было, необходимо менять образ детских домов.
Похожие статьи:
Система профессионального образования в РФ
Профессиональное образование – процесс формирования и обогащения установок, знаний, навыков и умений, требуемых для занятия определенным видом оплачиваемой деятельности. Система профессионального образования является сложной и иерархической, динамично развивающейся и консервативной моноуровневой и ...
Влияния ситуации на везение и удачу
Шар ситуации - это психоинформационная структура высшего порядка. Существуют две управляющие силы, составляющие шар ситуации. Первая - мысль или идея. Для того чтобы идея могла оказывать влияние на ситуацию и обстоятельства, ей нужна сила. Причем такая сила, которая выражена в намерении, желании, с ...
Когда начинать заниматься
Начинайте заниматься с ребенком с первых же дней его жизни. Бережно относитесь к нежным тканям младенца, вооружившись основательными знаниями, подробно приведенными в специальной литературе. Основным периодом занятий родителей с детьми является возраст от 2 до б лет. Но и после 6 лет не следует пре ...