Образование: статьи и материалы » Влияние биоритмов на физическую работоспособность детей среднего школьного возраста » Психофизиологические особенности учащихся среднего школьного возраста

Психофизиологические особенности учащихся среднего школьного возраста

Страница 2

1. Реакция эмансипации проявляется в виде протеста против установленных правил и порядков, стремления подростка к независимо­сти, самостоятельности и самоутверждению себя как личности.

2. Реакция группирования со сверстниками, вызваны взросле­нием подростка, потребностью в новой информации о мире и о себе, в новых эмоциональных контактах и взаимоотношениях.

3. Реакции увлечения имеют для подростка такое же значе­ние, как и игры для детей младшего школьного возраста; оказы­вают большое влияние на формирование личности, часто являют­ся средством для самовыражения и идентификации с подобными себе, средством достижения престижного статуса в своей среде.

4. Реакции, обусловленные сексуальным влечением, вызван­ные половым созреванием.

5. Дисморфореакция - реакция на свою внешность.

6. Рефлексиореакция связана с повышенным вниманием к своему внутреннему миру.

В данный возрастной период подростки наиболее восприим­чивы к обидам, неуважительному отношению к ним со стороны взрослых, эмоции их подвижны, изменчивы и часто противоречи­вы. Процесс перехода из мира детства в мир взрослых требует от подростка огромного психического и физиологического напряже­ния. Поэтому искусство педагога и родителей заключается в том, чтобы найти такие формы и методы работы, которые бы переклю­чали внимание подростков на различные и многообразные виды деятельности. Кроме того, отрочество сензитивно для развития средств отношений (вербальные и невербальные коммуникативные навыки), эмпатии, воображения. В 13 лет мечта все больше зани­мает место игры, она способствует «возвышению потребностей», создавая идеальные образы будущего. В этот период «свертыва­ется» детская форма воображения и начинает складываться но­вая. Представления, фантазии, продукты собственного воображе­ния нередко становятся для подростка настолько реальными, что он иногда пытается их воплотить в жизнь в конкретной деятельно­сти или рассказах о них.

Одним из центральных моментов развития в этот период яв­ляется резкое возрастание познавательной активности и любозна­тельности, сензитивности для возникновения познавательных ин­тересов, которые в этот период характеризуются некоторой двой­ственностью. С одной стороны, наблюдается снижение интереса к учебным предметам, а с другой, - возрастает интерес к окружаю­щему миру, человеку во всех его проявлениях, социальным пробле­мам и т.д. Происходит как бы «взрыв» любознательности. Именно в этот период формируются зрелые формы учебной мотивации, которая раскрывает смысл учения как деятельности по самообразова­нию и самосовершенствованию.

Выделение значения приобретения учением личностного смыс­ла и рассмотрение этого нового отношения к знаниям как ядра чув­ства взрослости имеет принципиально важное значение для форми­рования и коррекции учебной мотивации. Современная школа с про­исходящей в ней дифференциацией образования подтверждает это положение. В гимназиях, лицеях, специализированных школах и дру­гих учебных заведениях с углубленным дифференцированным обу­чением снижение учебной мотивации наблюдается только у тех учеников, которые по ряду причин не открыли для себя личностно­го смысла в учении (профиль учебного заведения не совпадает с интересами и т.д.). В обычных классах снижение учебной мотива­ции происходит, если школьники не видят смысла в получении зна­ний, это не включено в их представление о взрослости.

Интеллектуальное развитие подростков происходит в разном темпе. Отдельные учащиеся, ранее отстававшие в учебе, могут превзойти тех, чье интеллектуальное развитие началось раньше. Существенное значение в таком интеллектуальном «рывке» игра­ет мотивация, формирование готовности к самоопределению. В этом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, позволяющих заниматься интересным делом, само­стоятельным творческим трудом. Происходит формирование сис­темы личностных ценностей. Старшие подростки начинают инте­ресоваться разными профессиями, развиваются профессиональные интересы и склонности, т.е. начинается процесс профессионально­го самоопределения. Однако это характерно не для всех школьни­ков. В этом возрасте еще не все подростки задумываются о выбо­ре будущей профессии. Это проявление одного из множества ха­рактерных для этого возраста противоречий и конфликтов. С одной стороны, интеллектуальная развитость подростков, которую они демонстрируют при решении учебных задач и в иных ситуациях, побуждает взрослых обсуждать с ними достаточно серьезные про­блемы, но с другой стороны, при обсуждении вопросов, которые касаются будущей профессии, этики поведения и т.д., может обна­ружиться инфантильность этих почти взрослых людей, нуждаю­щихся в помощи и поддержке .

Своеобразной особенностью подростковых интересов являет­ся безоглядность увлечения, когда интерес (часто случайный) вдруг становится страстью, чем-то чрезмерным, появляется «мода» на интересы. В этом возрасте обычно появляется увлечение музы­кальными ансамблями, что связано с потребностью в эмоциональ­ном насыщении. Исходя из анализа того, что увлекает подростка и что оставляет его безучастным, можно судить о развитии его лич­ности. Причины устойчивого отсутствия интересов кроются в осо­бенностях семейного и школьного воспитания, социальных услови­ях. Нередко интересы гаснут, когда подросток испытывает трудно­сти, неуспех в новой деятельности или ярко выраженную тенденцию к «отказу от усилий». Л.С.Выгодский считает, что ключом ко всей проблеме психического развития подростка является проблема интересов в переходном возрасте.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Необходимость эстетического воспитания в современных условиях
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настрое ...

Технология критического мышления
Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных дл ...

Исследование проблемы развития речи дошкольника в зарубежной психологии
Проблемы, связанные с овладением речью, развитием и совершенствованием всех речевых процессов интересовала и зарубежных исследователей, психологов. Так, внимание исследователей привлек вопрос: какая из грамматических форм – существительное или глагол раньше появляется в детской речи. С точки зрения ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru