Образование: статьи и материалы » Нравственное воспитание детей дошкольного возраста с общим нарушением зрения посредством произведений детского фольклора » Малые и крупные формы детского фольклора как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста с общим нарушением зрения

Малые и крупные формы детского фольклора как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста с общим нарушением зрения

Страница 1

Одним из главных средств нравственного воспитания детей дошкольного возраста с нарушением возраста являются малые и крупные формы детского фольклора, который всегда имеет большое значение в воспитании детей, ведь разные формы устного народного творчества служат важнейшими воспитательными средствами. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о детях.

С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские «пестушки», «потешки», сказки и былины. От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки и т.д. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.

Художественная форма детского фольклора специфична: для него характерна своя образная система, тяготение к ритмизированной речи и к игре. Произведения детского фольклора исполняют взрослые для детей и сами дети.

Рассмотрим первый вид малых жанров фольклора – колыбельную песню. Колыбельная песня является один из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. В основном колыбельную поёт мать своему ребенку. Отличительным признаком колыбельной песни является её цель – достичь засыпания ребенка. Неизменно, у всех народов колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса. В большинстве своем механизмы внушения при помощи убаюкивающих песен имеют установку на работу правого полушария мозга и воздействуют на эмоции, подсознание. В данном жанре сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Колыбельная песня – песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм (Приложение). Часто в колыбельных возникает образ невидимого, но могущественного существа - Дремы или Сна (Приложение).

Рассмотрим второй вид малых жанров фольклора – потешки. Потешка является элементом педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу (Приложение). Прибаутками считаются песенки или стишки, увлекающие ребенка своим содержанием. Содержание прибауток яркое и динимическое. Прибаутки содержат первые назидания: упрямый козел съеден волками, кисонька - мурысонька не оставила маслица, чтобы угостить другого. Однако главная роль прибауток – познавательная. Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах. Часто по этому служат кумулятивные сюжеты: огонь выжигает лес, вода гасит огнь, быки выпивают воду и т.д. Заклички и проговорки считаются генетически наиболее древними формами детских словесных игр. По происхождению они связаны с календарными обрядами взрослых, а также с древними заговорами и заклинаниями. Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются (Приложение). Считалки также входят в виды малых жанров детского фольклора. Считалки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой каждому участнику игры. Считалки имеют короткий стих (от одного до четырех слогов). Корни считалок уходят в древность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Профориентационная работа: понятие и методы
«Профориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям» . Основная цель профессиональной ориентации – помочь молод ...

Развитие творческих способностей ребенка в учебной деятельности
Придерживаясь позиции ученых, считающих, что наиболее адекватной формой развития творческих (креативных) способностей является обучение творческой деятельности младших школьников. Для такого обучения на первом этапе нашей экспериментальной работы мы избрали урок. Урок – остается основной формой обу ...

Игровая технология
В процессе игры срабатывают ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Основной мотив игры – это не результат, а процесс. Это усиливает развивающее значение, но делает менее очевидным образовательный эффект. Игра раскрывает ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru