Образование: статьи и материалы » Технологии формирования гражданской культуры будущего учителя » Содержание гражданской культуры учителя

Содержание гражданской культуры учителя

Страница 1

Стратегия развития педагогического образования отражает основные принципы образовательной политики, направленной на подготовку компетентных, профессиональных и социально грамотных специалистов, готовых к творческой самореализации и саморазвитию в сфере культуры и в области профессионального труда. Педагогическое образование предполагает решение ряда культурологических задач: рост общей культуры обучающихся, развитие профессиональной и социальной культуры, культуры учебного труда и профессионального мышления, развитие осознанной ценностной ориентации, моральной зрелости личности. В целом, речь идет о формировании гражданской культуры учителя, которая становится важнейшей составляющей компетентности педагога, необходимой для успешной профессиональной деятельности.

Гражданская культура, являясь широким понятием, состоит из следующих компонентов:

1) Когнитивный.

Познавательный блок, или когнитивный, включает в себя взгляды, идеи, убеждения, как результат функционирования гражданского сознания, которые складываются в гражданское мышление.

Когнитивный блок включает в себя следующие элементы знаний: морально-этические, политологические, правовые, социальные, экономические, экологические, основы социально-психологических знаний, знание культурных и исторических достижений народов России и мировой цивилизации.

2) Мотивационно-ценностный.

Включает в себя ценностные установки, такие как уважение прав и достоинства человека; мирный способ разрешения конфликтов; сотрудничество; терпимость; справедливость; открытость; честность; законопослушание; ответственность; патриотизм; настойчивость; уважение власти и ее представителей; уважение чужих и своих трудовых усилий.

3) Эмоционально-оценочный.

Включает в себя умение оценивать свое поведение, опираясь на нормы морали и права; анализировать социальные проблемы и определять пути их практического решения; общаться вести диалог, взаимодействовать с другими людьми, устанавливать конструктивные отношения; принимать решения, брать на себя ответственность и т.д.

Особо важным является развитие навыков критического мышления и коммуникативных навыков.

4) Поведенческий

Поведенческий компонент включает в себя деятельность, основанную на установившейся системе ценностей, отражая социальные умения и навыки. Это гражданская социально-преобразующая деятельность, направленная на развитие гражданского общества – накопление опыта реальных социально значимых дел, участия в гражданских объединениях, акциях, направленных на защиту прав граждан, укрепление правопорядка и т.п. Именно в такой деятельности проявляется приверженность нормам, идеалам. Немаловажную роль в становлении гражданской культуры играют накопленные поколениями традиции и обычаи, которые придают происходящим событиям национальный колорит и неповторимость. Инновации в обществе накладывают свой отпечаток на деятельность людей. Без гражданской деятельности гражданская культура теряет какой-либо смысл. Благодаря социокультурным изменениям происходит поступательное развитие общества, и дальнейшее развитие идеи гражданской культуры.

Социокультурная направленность образования создает предпосылки для формирования личностных смыслов, обусловливает высокую компетентность педагога, расширяет личностные возможности и свободу, повышает ответственность педагога в реализации гуманистической концепции.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Организационные вопросы преподавания физической культуры на основе инновационного подхода
Организация подготовки по физической культуре с использованием инновационных подходов в общеобразовательных учреждениях обеспечивает устойчивое развитие школьников в формировании духовно богатой, физически здоровой, социально активной личности. Инновации являются существенным элементом развития обр ...

Качественный и количественный анализ результатов исследования
Исследование проводилось на базе Соликамского ДОУ № 45«Сказка» в 2009 году. В нем принимали участие 10 детей старшей группы. Задачи: Выявить уровень развития чувства юмора у дошкольников. Разработать проект программы по развитию у детей чувства юмора и рекомендации воспитателю детского сада по его ...

Идея народности в аксиологическом воспитании детей
Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Слова великого русского педагога К. Д. Ушинского о том, что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ», целиком относятся ко всем другим народам. Вместе с тем они предпо ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru