Так, дети с удовольствием вспоминали эпизоды в сказке, когда кто-либо из них помогал другому.
В основном взаимопомощь касалась детей, которые дружат между собой, да и сами воспитанники поначалу утверждали, что помогать следует именно друзьям. Проведенной работы было явно недостаточно для того, чтобы сверстники поняли необходимость проявления взаимопомощи не только среди друзей, но и других людей, нуждающихся в помощи. Одного слухового восприятия фольклорного произведения, даже сопровождаемого этической беседой, недостаточно детям дошкольного возраста особенно с нарушением зрения, для того, чтобы оно ориентировало их в окружающей действительности и в какой-то мере служило им образцом для собственного поведения. Поэтому исходя из положения того, что благоприятные условия для присвоения дошкольниками обобщающего в художественных образах нравственного отношения к окружающему создается при "активном" контакте детей с литературными персонажами. Одной из эффективных форм таких контактов с литературными персонажами является инсценирование содержания воспринятых художественных произведений, в которых дети, выполняя роли персонажей, в воображаемом плане воспроизводят события, действия и отношения литературных героев. Особенно эмоционально дошкольники выражают отношение к поведению действующих лиц произведения, где образно описывается влияние тех или иных поступков на переживание окружающих людей. Организация с дошкольниками игр-инсценировок с использованием различных выразительных средств, например, мимики, жестов, поз, движений, а также игровых атрибутов способствовали адекватному воссозданию конкретных образов литературных героев. Особенно вдохновенно действуют дети, когда самостоятельно разыгрывают роли, как настоящие актеры принимают участие в концертах.
В заключении была проведена заключительная беседа по содержанию сказки, направленная на формирование послушания, отзывчивости, преданности и дружбы.
Таким образом, моя работа включала в себя разнообразную деятельность по формированию нравственных представлений и дружеских отношений посредством фольклорной сказки «Финист – ясный сокол».
В результате проведенного исследования выявлены определенные недостатки представлений детей с общим нарушением зрения о нравственных нормах поведения:
Дети имеют недостаточно четкие представления о моральных нормах.
Имеющиеся представления недостаточно дифференцированы.
В некоторых случаях отмечается формальное усвоение понятий и представлений.
Ориентация на самого себя, на собственные силы, не позволяют дошкольникам с нарушением зрения адекватно реагировать на ситуацию, требующую проявления доброжелательности, сочувствия, отзывчивости.
Для организации последовательной и целенаправленной работы по усвоению старшими дошкольниками с общими нарушением зрения нравственных представлений и формированию нравственных чувств было обращено к фольклорным произведениям. Чувства детей наиболее активно формируются и развиваются в деятельности, особенно совместной, во взаимоотношениях друг с другом, со взрослыми. Поэтому моделировались реальные жизненные ситуации, проходило знакомство детей с крупными и малыми фольклорными формами. В самостоятельной игровой деятельности дети уточняли свои знания, так как именно в игре содержатся все необходимые условия для развития личности дошкольника, реализуются его возможности.
Правильный подбор художественных произведений, ориентированных на детей дошкольного возраста с общим нарушением зрения, и организация на материале этих произведений специальной работе по программе нравственного воспитания будет способствовать формированию у детей нравственных представлений.
Проведенный формирующий эксперимент говорит о наличии потенциальных возможностей в усвоении нравственных норм. Однако следует отметить, что формирование личностных качеств – это достаточно сложный процесс, требующий длительного, целенаправленного, комплексного педагогического воздействия. Но, несмотря на это, проведя работу, обеспечивающую формирование первоначальных нравственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения было зафиксировано:
Похожие статьи:
Развитие мышления в онтогенезе
Развитие мышление начинается в младенческом возрасте и в течение первого года жизни (а Л. С. Выготский говорил, что в течение двух лет жизни), формирование мышления идет независимо от функции речи по своим собственным законам. Основным условием развития мышления детей является целенаправленное восп ...
Физическая культура как многоаспектный объект исследования
На всех этапах развития общества физическая культура служит важным средством воспитания и гармонического развития личности. Это часть общей культуры, совокупность достижений общества в создании и использовании специальных средств физического совершенствования человека. Физкультура с первых дней сво ...
Общие взгляды Г.Н. Гейбатова на цели подготовки скульпторов в стенах
Института искусств ДГПУ
Воспитанником Санкт-Петербургской академии художеств являлся и Гейбат Нурахмедович Гейбатов, выдающийся дагестанский художник. Биография Гейбатова Гейбата Нурахмедовича очень схожа с теми послевоенными мальчишками, которые воспитывались в детских домах, в которых ему приходилось жить до окончания 7 ...