Образование: статьи и материалы » Нравственное воспитание детей дошкольного возраста с общим нарушением зрения посредством произведений детского фольклора » Система работы по формированию нравственных представлений у детей дошкольного возраста с общим нарушением зрения средствами произведений детского фольклора

Система работы по формированию нравственных представлений у детей дошкольного возраста с общим нарушением зрения средствами произведений детского фольклора

Страница 3

4. Желательное присутствие отрицательного персонажа или наличие препятствия, побуждающего к содействию, взаимопомощи нуждающимся.

Работая с фольклорным произведением, важным является сосредоточение внимания и переживания детей, где в качестве главного героя выступает персонаж, характеризующийся высоконравственными качествами личности, художественные средства в изображении которого способствуют глубокому эмоциональному воздействию на эмоциональную сферу детей дошкольного возраста. Особенности методики работы над произведением, раскрывающих смысл дружелюбия, сочувствия и сопереживания, заключались в следующем: детям читалось произведение с последующим обсуждением его содержания, анализировали поступки персонажей. Осмыслению нравственной стороны способствовало сопоставление того как поступают, а как не поступают друзья. Творчество детей (когда требуется изменить конец произведения, продолжить рассказ, придумать свою историю, сказку на определенную тему, дать название прочитанному тексту, сделать иллюстрации, подобрать пословицу или поговорку при оценке поступка героя и т. д.) значительно увеличивает эффективность усвоения и осмысливания ими (на своем возрастном уровне) дружеских отношений и нравственных явлений.

В ходе эксперимента было обращено внимание на употребление детьми слов, отражающих нравственные принципы, на степень адекватности их использования. С этой целью предлагалось раскрыть значение некоторых слов, привести пример ситуации, применительно к которой можно использовать то или иное представление. Для детей данного возраста это трудная задача. Обычно они называли то или иное действие (делится конфетами, дает поиграть своей игрушкой, не дерется и т. д.). Для этого ребенку предлагалось обратиться к иллюстрации из сказки. («Кто здесь поступил справедливо? Кто оказался настоящим другом?») Методические приемы, используемые при работе над сказкой, должны вести детей к более глубокому пониманию моральной сути этого произведения, к осознанию того, что значит дружить. Поэтому вопросы к беседе по произведению были направлены не только и не столько на припоминание детьми сюжетной линии, содержания произведения, сколько на анализ поступков героев, понимание идеи, не всегда ярко выраженной.

В ходе формирующего этапа нами была проведена беседа «Что значит быть добрым?» В ходе такой беседы у детей формировались представления о том, что добрый человек всегда помогает своему другу. Он делится с другими (игрушками, сладостями), выручает того, кто попал в беду. Добрый человек любит животных, птиц и заботится о них. При работе со сказкой «Финист – ясный сокол»:

Читалась сказка, уточнялись непонятные моменты

Сказка читалась повторно, показывались иллюстрации, раскрывающие сюжетное содержание.

Детям было предложено нарисовать наиболее понравившегося персонажа или эпизод из сказки.

Дети сразу с увлечением взялись за осуществление работы. Дошкольники, как правило, изображали Марьюшку в красивом платье, Финиста в красивой одежде. Некоторые из детей рисовали отца и злющих сестер, бабу ягу, царицу.

Были рассмотрены получившиеся работы детей, проведен анализ с использованием рассказывания отдельных эпизодов сказки самими дошкольниками.

Проводилась беседа.

Разговор с детьми строился как на усвоении последовательности содержания сказки, и воспроизведении фрагментов деталей с целью более эффективного запоминания, так и на раскрытии нравственного смысла поступков героев. Обсуждались отношения между отцом и дочерьми, отношение двух дочерей и Марьюшки между собой и с отцом. Отец любил своих дочерей, хотел радовать их. Марьюшка почитала и уважала отца. Сестры завидовали своей сестре и совершали плохие поступки по отношению к ней. По отношению к Финисту Марьюшка проявляла заботу, переживание, верность и любовь. Баба Яга оказала помощь Марьюшке, дала дельные советы.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Формирование мировоззрения через социокульурное содержание школьного курса информатики
Прежде всего, необходимо определить значение слов «социокультурный опыт». Это накопленный в течение столетий творческий опыт поколений, неразрывно связанный с духовными устоями, героической историей и культурой нашей страны. И это созидательный опыт межпоколенного взаимодействия, безусловно, должен ...

Технология критического мышления
Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных дл ...

Возрастные особенности в восприятии вербальных и невербальных средств взаимодействия
Социально-перцептивные способности, в структуру которых входит и способность к психологической интерпретации невербального поведения, являются одной из основных составляющих всего отражательно-поведенческого взаимодействия человека с человеком, группой людей. Невербальная передача информации появля ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru