Образование: статьи и материалы » Нравственное воспитание детей дошкольного возраста с общим нарушением зрения посредством произведений детского фольклора » Система работы по формированию нравственных представлений у детей дошкольного возраста с общим нарушением зрения средствами произведений детского фольклора

Система работы по формированию нравственных представлений у детей дошкольного возраста с общим нарушением зрения средствами произведений детского фольклора

Страница 1

Экспериментальная работа по теме исследования осуществлялась на базе дошкольного образовательного учреждения №218 г. Красноярска в 2012 году. В эксперименте участвовало 13 детей старшего дошкольного возраста с диагнозом: общее нарушение зрения.

Целью констатирующего эксперимента является изучение и выявление уровня сформированности нравственных представлений у дошкольников с общим нарушением зрения, а также умение применять знания моральных норм в реальной жизни.

Основными задачами констатирующего эксперимента являются:

– Изучение особенностей выполнения нравственных норм.

– Установление уровня сформированности нравственных чувств и представлений у старших дошкольников с общим нарушением зрения.

В ходе констатирующего эксперимента были использованы следующие методы:

– Изучение психолого-педагогических характеристик детей данной группы.

– Наблюдения в различных видах деятельности.

– Беседы с детьми и педагогами.

В эмоциях и чувствах отражаются непосредственное переживание человеком жизненного смысла предметов и явлений действительности. Чувства сопровождают все виды деятельности и поведения человека. Для ребенка характерно находиться в «плену эмоций», потому что он не может управлять ими. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. Но постепенно чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.

Поэтому целью методики №1 «Что такое хорошо и что такое плохо» является изучение эмоционального отношения ребенка к моральным нормам.

Методика проводилась с каждым ребенком индивидуально.

Ребенку последовательно показывалось 10 сюжетных картинок с изображением ситуаций, подлежащих моральной оценке:

1. Мальчик несет сумки, мама идет рядом, улыбается.

2. Мама несет сумки, а мальчик ест мороженое.

3. Мальчик сломал куклу, девочка плачет.

4. Мальчик дарит девочке цветы.

5. Девочка рвет книгу.

6. Девочки подклеивают книги.

7. Мальчик сидит в автобусе, бабушка стоит рядом.

8. Мальчик уступает бабушке место в автобусе.

9. Девочки, ссорясь, тянут куклу.

10. Девочки играют.

Была дана следующая инструкция: «Я сейчас тебе буду показывать картинки, а ты внимательно посмотри и скажи хорошо это или плохо». В протоколе фиксируются имена детей и правильность ответа (правильно – плюс, неправильно – минус).

Целью методики №2 было изучение социальных эмоций и чувств, т.е. представлений детей о дружбе, доброжелательности, заботливости, уважении к старшим, сочувствии, отзывчивости.

Методика №2 поводилась индивидуально в две серии в две серии.

Первая серия: Экспериментатор задает ребенку вопросы:

1. Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?

2. Можно ли обижать животных? Почему?

3. Нужно ли делиться игрушками? Почему?

4. Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребенка, нужно ли сказать, что это ты сломал? Почему?

5. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?

6. Можно ли драться? А если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?

Для анализа были выделены следующие уровни:

Высокий уровень – полное и четкое представление о моральных нормах.

Средний уровень – правильное, но недостаточно четкое представление о моральных нормах.

Низкий уровень – неправильное представление о моральных нормах.

Вторая серия: Ребенку предлагается закончить ситуацию:

1. Маша и Алена убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитательница ей сказала: «Маша, ты сделала свою работу. Если хочешь, иди играй или помоги Алене закончить уборку». Маша ответила…Что ответила Маша?

2. Влад принес в детский сад новую игрушку – самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Владу подошел Миша, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Влад сказал … Что сказал Влад?

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Педагогический потенциал игровой деятельности в формировании физической культуры личности
Проблема игровой деятельности, игры в воспитании, обучении и развитии личности весьма интенсивно разрабатывается психолого-педагогической наукой. Ее затрагивали в своих трудах выдающиеся советские психологи Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, А.Н.Леонтьев. С.Л.Рубинштейн и др. Ряд исследований посвящены ...

Особенности мышления детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста
На определенном этапе развития ребенка ему характерен определенный тип деятельности (ведущий тип деятельности). В раннем возрасте особое место в формировании мышления принадлежит общению, предметной деятельности, игре (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и другие). В на ...

Сущность, функции, компоненты и уровни познавательного интереса
К вопросу познавательного интереса обращались многие мыслители, психологи, педагоги в разные эпохи, поэтому и отношение к значению познавательного интереса складывалось под влиянием социально-политических и морально-этических тенденций того времени. Как уже отмечалось, первые попытки определения по ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru