Образование: статьи и материалы » Интерактивные методы профориентационной работы с молодежью » Профориентационная работа: понятие и методы

Профориентационная работа: понятие и методы

Страница 2

Существует множество форм и методов для работы с молодыми людьми, так как каждый из них имеет свой подход в профориентации. Одни направлены на получение необходимой информации по определенной профессии, другие способствуют выработать профессионально важные качества в процессе тренинга или деловой игры. С развитием общественных отношений и экономических условий появляются и новые методы. На данный момент существуют:

Информационно-справочные, просветительские методы: профессиограммы, справочная литература, информационно-поисковые системы, экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения, лекции о путях решения проблем самоопределения и др.

Методы профессиональной психодиагностики: беседы (закрытого и открытого типа), опросники профессиональной мотивации и способностей, «личностные» опросники, методы наблюдения, использование игровых и тренинговых ситуаций и др.

Методы морально-эмоциональной поддержки: группы общения, тренинги общения, активизирующие профориентационные игры с элементами психотренинга, «праздники труда»

Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения: построение «цепочки» основных ходов, использование схем альтернативного выбора из имеющихся вариантов.

Эффективность профориентационной работы заключается в комплексном подходе использования методов. Это является важной задачей в образовательных учреждениях, когда школьникам необходимо сделать выбор будущей профессии и определиться с учебным заведением. При этом необходимо не навязывать ученику собственное мнение о тех или иных профессиях, а подготовить его психологически к осознанному выбору. Задача педагога – раскрыть и развить потенциал школьника, заставить его думать самостоятельно, формировать у него внутреннюю готовность к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовность рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

В последнее время стали популярны интерактивные методики, когда человек может в действии может познать себя. Само понятие «интерактивность» означает «некую взаимную деятельность, а именно взаимодействие». Совместная деятельность это неотъемлемая часть интерактивных методов, так как в процессе общения и взаимодействия с другими людьми человек познает себя в коллективе, раскрывает ранее скрытые качества характера, делится опытом. Интерактивные методы соответствуют личностноориентированному подходу, потому что предполагают коллективное, обучение в сотрудничестве. Как правило, интерактивные методы предполагают моделирование реальных жизненных ситуаций, совместное решение проблем, ролевые игры. Тем самым интерактивные методы наиболее способствуют формированию навыков и умений, выработке ценностей, создают атмосферу сотрудничества.

Использование интерактивных методов в профориентационной работе необходимо, так как это позволяет молодым людям более полно узнать о различных сферах профессиональной деятельности, усвоить информацию, получить опыт работы в коллективе, в игровой форме познать суть жизненных ситуаций. К интерактивным методам профориентации относятся: профориентационные деловые игры, профориентационные тренинги, брейн-стоминг, проектные профориентационные методики и др. Как показывает практика, «пассивные методы профориентации (тесты, анкеты) сегодня уходят на второй план, все больше молодежь интересуют более активные методы, в которых они сами познают себя».

Таким образом, в России профориентация молодежи появилась не так давно, но все же отечественными педагогами и психологами был накоплен немалый опыт в данной сфере. В настоящее время все же имеет место проблема профессионального самоопределения. И для ее решения существует множество методов, имеющих различный подход. Наиболее эффективными являются именно интерактивные методы профориентации. Они предоставляют возможность участвовать в совместной работе коллектива, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения. Данные методы эффективно использовать в школах, где проблема профессионального выбора стоит наиболее остро.

Страницы: 1 2 


Похожие статьи:

Образовательные программы и нормативно-правовое обеспечение школьного образования в РФ
Школьное образование — важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребёнка базовые знания и навыки. Каждый человек около десяти лет учится в школе. В каждом классе по каждому предмету есть учебник. Иногда один и тот же учебник применяется в нескольких классах старшей школы. Кол ...

Основные функции дидактической игры
Дидактическая игра - это сложное, многообразное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал у ...

Школа в Древнем Египте
Первые сведения о школьном обучении древних египтян восходят к 3-му тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых. На протяжении тысячелетий в долине Нила сложился определенный психологический тип личности. Идеалом древнего ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru