Образование: статьи и материалы » Интерактивные методы профориентационной работы с молодежью » Профориентационная работа: понятие и методы

Профориентационная работа: понятие и методы

Страница 2

Существует множество форм и методов для работы с молодыми людьми, так как каждый из них имеет свой подход в профориентации. Одни направлены на получение необходимой информации по определенной профессии, другие способствуют выработать профессионально важные качества в процессе тренинга или деловой игры. С развитием общественных отношений и экономических условий появляются и новые методы. На данный момент существуют:

Информационно-справочные, просветительские методы: профессиограммы, справочная литература, информационно-поисковые системы, экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения, лекции о путях решения проблем самоопределения и др.

Методы профессиональной психодиагностики: беседы (закрытого и открытого типа), опросники профессиональной мотивации и способностей, «личностные» опросники, методы наблюдения, использование игровых и тренинговых ситуаций и др.

Методы морально-эмоциональной поддержки: группы общения, тренинги общения, активизирующие профориентационные игры с элементами психотренинга, «праздники труда»

Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения: построение «цепочки» основных ходов, использование схем альтернативного выбора из имеющихся вариантов.

Эффективность профориентационной работы заключается в комплексном подходе использования методов. Это является важной задачей в образовательных учреждениях, когда школьникам необходимо сделать выбор будущей профессии и определиться с учебным заведением. При этом необходимо не навязывать ученику собственное мнение о тех или иных профессиях, а подготовить его психологически к осознанному выбору. Задача педагога – раскрыть и развить потенциал школьника, заставить его думать самостоятельно, формировать у него внутреннюю готовность к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовность рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

В последнее время стали популярны интерактивные методики, когда человек может в действии может познать себя. Само понятие «интерактивность» означает «некую взаимную деятельность, а именно взаимодействие». Совместная деятельность это неотъемлемая часть интерактивных методов, так как в процессе общения и взаимодействия с другими людьми человек познает себя в коллективе, раскрывает ранее скрытые качества характера, делится опытом. Интерактивные методы соответствуют личностноориентированному подходу, потому что предполагают коллективное, обучение в сотрудничестве. Как правило, интерактивные методы предполагают моделирование реальных жизненных ситуаций, совместное решение проблем, ролевые игры. Тем самым интерактивные методы наиболее способствуют формированию навыков и умений, выработке ценностей, создают атмосферу сотрудничества.

Использование интерактивных методов в профориентационной работе необходимо, так как это позволяет молодым людям более полно узнать о различных сферах профессиональной деятельности, усвоить информацию, получить опыт работы в коллективе, в игровой форме познать суть жизненных ситуаций. К интерактивным методам профориентации относятся: профориентационные деловые игры, профориентационные тренинги, брейн-стоминг, проектные профориентационные методики и др. Как показывает практика, «пассивные методы профориентации (тесты, анкеты) сегодня уходят на второй план, все больше молодежь интересуют более активные методы, в которых они сами познают себя».

Таким образом, в России профориентация молодежи появилась не так давно, но все же отечественными педагогами и психологами был накоплен немалый опыт в данной сфере. В настоящее время все же имеет место проблема профессионального самоопределения. И для ее решения существует множество методов, имеющих различный подход. Наиболее эффективными являются именно интерактивные методы профориентации. Они предоставляют возможность участвовать в совместной работе коллектива, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения. Данные методы эффективно использовать в школах, где проблема профессионального выбора стоит наиболее остро.

Страницы: 1 2 


Похожие статьи:

Причины возникновения и развития девиантного поведения у девочек-подростков
Подростковый возраст - это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения сказывается с огромной силой. Поведение девочек в этом возрасте - внешнее проявление сложного процесса становления ее характера. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а ...

Особенности использования сказки в коррекции отклонений в поведении младших школьников
Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия. Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодейс ...

Воздействие биологических ритмов на физическую работоспособность учащихся среднего школьного возраста
Имея понятия об основных биологических ритмах, можно рассмотреть влияние биологичеких ритмов на физическую работоспособность учащихся средних классов. Окологодовыми (цирканнуальными) называют ритмы, соответствующие смене времен года, т. е, годичные или сезонные, имея в виду, что эти ритмы подобно ц ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru