Образование: статьи и материалы » Интерактивные методы профориентационной работы с молодежью » Профориентационная работа: понятие и методы

Профориентационная работа: понятие и методы

Страница 1

«Профориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям» . Основная цель профессиональной ориентации – помочь молодым людям определить профессиональный путь, разобраться в своих интересах и способностях. Работа профориентолога осуществляется по направлениям: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика и профконсультация. В школах же эта работа осуществляется учителями, либо психологами.

Первое бюро профориентации молодежи было создано в 1908 г. в Бостоне. Именно деятельность этого бюро принято считать началом профориентации. В СССР понятие «профориентация» появилось в начале XX в., когда в стране произошел бурный рост промышленного производства и перед людьми встала проблема выбора профессии. В это время профориентация зарождается и в России. Над различными аспектами проблемы профориентации работали ведущие советские психологи и педагоги: А.Т. Болтунов, И.Н. Шпильрейн, С.Г. Геллерштейн, П.П. Блонский и С.Т. Шацкий.

Теоретическими и методическими основами профориентации в СССР занимался психолог Е.А. Климов. Его классификация профессий до сих пор служит фактическим стандартом в России. Он предложил разделить профессии на пять типов, в зависимости от предмета их труда: «человек-человек», «человек-техника», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ» и «человек-природа».

В 80-е годы появились центры профориентации молодежи в большинстве крупных городов СССР, в которых работали высококвалифицированные психологи. Они занимались не только профориентацией школьников, но и разрабатывали новые подходы в организации и методике профессионального самоопределения. Но с распадом Советского Союза государство стало игнорировать проблему профориентации молодежи.

Данная проблема имеет место и в наше время. Все чаще люди сталкиваются с неопределенностью и незнанием кем быть, где учиться, как сделать правильный выбор и не совершить ошибку. Если раньше профессию выбирали один раз и на всю жизнь, то сейчас от молодежи требуется готовность к творческому подходу в выборе профессии, постоянное обновление профессиональных знаний, высокая мобильность.

Существует и более общее понятие профориентации молодежи, которое включает в себя два термина «профессия» и «ориентация».

Профессия (от лат. «professio» – официально указанное занятие, специальность) – «род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющихся источником существования человека».

Ориентация – «умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определенную сторону».

Таким образом, профориентация молодежи – это система общественного и педагогического воздействия на молодежь, а также система государственных мероприятий, с целью ее подготовки к сознательному выбору профессии. Данная работа осуществляется на общественном уровне. Но существует также и личностный, который более важен в профессиональном определении. Личностный уровень подразумевает социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.

Профориентация молодежи считается одной из важных задач государственной молодежной политики. Так, в Стратегии государственной молодежной политики РФ от 18.12.2006 г., существует проект «Карьера», целями которого являются:

«Самоопределение молодежи на рынке труда»;

«Развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность…»

Реализация данного проекта направлена на внедрение новых форм и технологий в ориентирование молодежи, на разработку программ развития социальной компетентности молодежи, создание трудовых объединений, а также на поддержку инициатив и начинаний молодежи в социально-экономической сфере, сфере технологий и научно-промышленных разработок. Проект способствует социализации молодежи, формированию личности и профессионально важных качеств. Для этого необходимы новые методы профориентационной работы, которые соответствуют современным условиям социально-экономической сферы.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Выявление уровня воспитанности трудовых навыков и умений у младших школьников
Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей школьника, важнейшим средством поликультурного воспитания. Базой нашего исследования является 2 «А» класс МСОШ №11 г. Саранска. Школа расположена по адресу: 430024, г. Саранск, б. Эрьзи, 28а ...

Группировка и запись слов по орфографическим признакам
Этот приём состоит в том, что учащиеся должны записать слова по группам в соответствии с орфографическими особенностями слова. Например: предлагаю ученикам слова: берёза, берег, воробей, малина, город, вагон. Дети должны записать их столбиками: в один столбик слова с безударной гласной а, в другой ...

Развитие теории и методики развития речи дошкольников в советский период
Методика развития речи оформилась в самостоятельную науку только в советский период. Уже первые годы существования Советского государства были отмечены массовой организацией детских садов, возникновением теории общественного дошкольного воспитания. Большим завоеванием Советской власти была организа ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru