Образование: статьи и материалы » Интерактивные методы профориентационной работы с молодежью » Профориентационная работа: понятие и методы

Профориентационная работа: понятие и методы

Страница 1

«Профориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям» . Основная цель профессиональной ориентации – помочь молодым людям определить профессиональный путь, разобраться в своих интересах и способностях. Работа профориентолога осуществляется по направлениям: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика и профконсультация. В школах же эта работа осуществляется учителями, либо психологами.

Первое бюро профориентации молодежи было создано в 1908 г. в Бостоне. Именно деятельность этого бюро принято считать началом профориентации. В СССР понятие «профориентация» появилось в начале XX в., когда в стране произошел бурный рост промышленного производства и перед людьми встала проблема выбора профессии. В это время профориентация зарождается и в России. Над различными аспектами проблемы профориентации работали ведущие советские психологи и педагоги: А.Т. Болтунов, И.Н. Шпильрейн, С.Г. Геллерштейн, П.П. Блонский и С.Т. Шацкий.

Теоретическими и методическими основами профориентации в СССР занимался психолог Е.А. Климов. Его классификация профессий до сих пор служит фактическим стандартом в России. Он предложил разделить профессии на пять типов, в зависимости от предмета их труда: «человек-человек», «человек-техника», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ» и «человек-природа».

В 80-е годы появились центры профориентации молодежи в большинстве крупных городов СССР, в которых работали высококвалифицированные психологи. Они занимались не только профориентацией школьников, но и разрабатывали новые подходы в организации и методике профессионального самоопределения. Но с распадом Советского Союза государство стало игнорировать проблему профориентации молодежи.

Данная проблема имеет место и в наше время. Все чаще люди сталкиваются с неопределенностью и незнанием кем быть, где учиться, как сделать правильный выбор и не совершить ошибку. Если раньше профессию выбирали один раз и на всю жизнь, то сейчас от молодежи требуется готовность к творческому подходу в выборе профессии, постоянное обновление профессиональных знаний, высокая мобильность.

Существует и более общее понятие профориентации молодежи, которое включает в себя два термина «профессия» и «ориентация».

Профессия (от лат. «professio» – официально указанное занятие, специальность) – «род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющихся источником существования человека».

Ориентация – «умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определенную сторону».

Таким образом, профориентация молодежи – это система общественного и педагогического воздействия на молодежь, а также система государственных мероприятий, с целью ее подготовки к сознательному выбору профессии. Данная работа осуществляется на общественном уровне. Но существует также и личностный, который более важен в профессиональном определении. Личностный уровень подразумевает социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.

Профориентация молодежи считается одной из важных задач государственной молодежной политики. Так, в Стратегии государственной молодежной политики РФ от 18.12.2006 г., существует проект «Карьера», целями которого являются:

«Самоопределение молодежи на рынке труда»;

«Развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность…»

Реализация данного проекта направлена на внедрение новых форм и технологий в ориентирование молодежи, на разработку программ развития социальной компетентности молодежи, создание трудовых объединений, а также на поддержку инициатив и начинаний молодежи в социально-экономической сфере, сфере технологий и научно-промышленных разработок. Проект способствует социализации молодежи, формированию личности и профессионально важных качеств. Для этого необходимы новые методы профориентационной работы, которые соответствуют современным условиям социально-экономической сферы.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Особенности информационных технологий в повышении качества знаний учащихся
Вокруг проблемы качества образования ведётся много споров. Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений. Каждый ищет её решения по-своему. Качество образования сводится к качеству обучения. Именно обученность ребёнка, вне зависимости от тог ...

Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн»
Шкалы: эмоциональный интеллект (способность к пониманию своих и чужих эмоций и управление ими) межличностный (понимание эмоций других людей и управление ими), внутриличностный (понимание собственных эмоций и управление ими), способность к пониманию своих и чужих эмоций, способность к управлению сво ...

Воспитание и формирование личности
Воспитание можно рассматривать с 3-х сторон: в широком смысле – система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социального формирования человека; в узком смысле – это формирование у человека систем определенных нравственных качеств, взглядов и убеж ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru