Рост самосознания участников группы
Практически в любой социальной группе молодежи необходима коррекция профессиональных целей, а это требует интерактивности, тренинговой формы, в которой самопознание, социальное взаимодействие и диагностики объединены. В процессе тренинговой работы у школьников происходит смена внутренних установок, расширяются знания о будущей профессии, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим. Дети становятся более компетентными в сфере общения.
В школах роль тренера выполняют учителя, иногда психологи. Профориентационные тренинги предназначены для более четкого определения предпочтительной профессии, для расширения знаний учащихся о профессиях, информационной и психологической подготовки их к вступительным экзаменам, для осознания учащимися возможных препятствий на пути к профессиональным достижениям, для обучения учащихся аргументированному отстаиванию своего профессионального выбора перед родителями (товарищами, учителями т.д.), для активизации планирования профессиональной и жизненной перспективы. К сожалению, сейчас в школах недостаточно подобных занятий по профориентации. Учителя прибегают к привычным методам: профориентационным тестам, лекциям, анкетам. Необходимо использование новых, современных методов профориентации, чтобы учащиеся были заинтересованы в выборе будущей профессии. Именно у профориентационных тренингов есть такие преимущества, как умение привлечь внимание школьников и найти подход к каждому.
Можно выделить ряд преимуществ интерактивных методов, в особенности профориентационных тренингов:
Могут создавать мотивацию к определению будущей профессии. Они пробуждают любопытство и интерес участников, доставляют им удовольствие, усиливают интерес к взаимодействию между людьми.
Позволяют создавать условия для развития личности. В оптимальном варианте они могут создать продолжительную заинтересованность в саморазвитии и раскрытии своего человеческого потенциала.
Облегчают освоение новых коммуникативных и поведенческих норм и позволяют оптимально ввести их в повседневную жизнь уже опробованными.
Побуждают участников тренировать определенные психические навыки, а именно:
– открытую коммуникацию;
– постановку требований;
– принятие решений;
– помощь другим;
– сотрудничество;
– личную ответственность.
В благоприятном случае профориентационные тренинги способны изменить жизненные установки участников. Возможно, измениться их представление о себе, они поймут, что могут больше и эффективней учиться, создать что-то важное, изменить что-то в своей жизни.
Снижают тревогу участников, особенно в начале групповой работы, и облегчают формирование групповой сплоченности.
Вовлекают в работу первоначально пассивных членов группы.
Способствуют проработке важнейших проблем, возникающих в системе человеческих отношений.
Профориентационный тренинг один из эффективных методов профориентационной работы с молодежью и имеет ряд существенных преимуществ. Он помогает в активной форме обработать необходимую информацию о профессиях, совместно выявить проблемные стороны выбора профессии, приобрести коммуникативные навыки и др. В школах учителя редко прибегают к подобным формам профориентационной работы, хотя учащихся интересуют подобные методы. Поэтому старшеклассникам все труднее сделать осознанный выбор.
Похожие статьи:
Особенности личностных свойств и межличностных отношений младших школьников,
их связь с особенностями коммуникаций в музыкально-педагогическом процессе
В результате проведенного психологического исследования учащихся 2-в класса были выявлены следующие взаимосвязи личностных свойств. Данные исследования представлены на таблице 1 и рис.1. Из данных таблицы и графического рисунка мы видим, что у детей данного класса: 1)
показатель общительности, добр ...
Способы предъявления грамматического материала
Как же необходимо построить урок и организовать работу на нём, чтобы сформировать грамматические навыки должного качества? Общая схема «грамматического» урока следующая. Тема урока: (указывается разговорная тема). Цель урока: (указываются цель и задачи). Речевой материал: 1) указывается конкретно н ...
Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока
Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе цивилизаций N. Древнего Востока, зарождение которых относится к 5-му тысячелетию до н.э. Уже в эпоху позднего неолита в различных регионах мира стали появляться первые симптомы разложения первобытной формац ...