Рост самосознания участников группы
Практически в любой социальной группе молодежи необходима коррекция профессиональных целей, а это требует интерактивности, тренинговой формы, в которой самопознание, социальное взаимодействие и диагностики объединены. В процессе тренинговой работы у школьников происходит смена внутренних установок, расширяются знания о будущей профессии, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим. Дети становятся более компетентными в сфере общения.
В школах роль тренера выполняют учителя, иногда психологи. Профориентационные тренинги предназначены для более четкого определения предпочтительной профессии, для расширения знаний учащихся о профессиях, информационной и психологической подготовки их к вступительным экзаменам, для осознания учащимися возможных препятствий на пути к профессиональным достижениям, для обучения учащихся аргументированному отстаиванию своего профессионального выбора перед родителями (товарищами, учителями т.д.), для активизации планирования профессиональной и жизненной перспективы. К сожалению, сейчас в школах недостаточно подобных занятий по профориентации. Учителя прибегают к привычным методам: профориентационным тестам, лекциям, анкетам. Необходимо использование новых, современных методов профориентации, чтобы учащиеся были заинтересованы в выборе будущей профессии. Именно у профориентационных тренингов есть такие преимущества, как умение привлечь внимание школьников и найти подход к каждому.
Можно выделить ряд преимуществ интерактивных методов, в особенности профориентационных тренингов:
Могут создавать мотивацию к определению будущей профессии. Они пробуждают любопытство и интерес участников, доставляют им удовольствие, усиливают интерес к взаимодействию между людьми.
Позволяют создавать условия для развития личности. В оптимальном варианте они могут создать продолжительную заинтересованность в саморазвитии и раскрытии своего человеческого потенциала.
Облегчают освоение новых коммуникативных и поведенческих норм и позволяют оптимально ввести их в повседневную жизнь уже опробованными.
Побуждают участников тренировать определенные психические навыки, а именно:
– открытую коммуникацию;
– постановку требований;
– принятие решений;
– помощь другим;
– сотрудничество;
– личную ответственность.
В благоприятном случае профориентационные тренинги способны изменить жизненные установки участников. Возможно, измениться их представление о себе, они поймут, что могут больше и эффективней учиться, создать что-то важное, изменить что-то в своей жизни.
Снижают тревогу участников, особенно в начале групповой работы, и облегчают формирование групповой сплоченности.
Вовлекают в работу первоначально пассивных членов группы.
Способствуют проработке важнейших проблем, возникающих в системе человеческих отношений.
Профориентационный тренинг один из эффективных методов профориентационной работы с молодежью и имеет ряд существенных преимуществ. Он помогает в активной форме обработать необходимую информацию о профессиях, совместно выявить проблемные стороны выбора профессии, приобрести коммуникативные навыки и др. В школах учителя редко прибегают к подобным формам профориентационной работы, хотя учащихся интересуют подобные методы. Поэтому старшеклассникам все труднее сделать осознанный выбор.
Похожие статьи:
Отбор и организация грамматического материала
Грамматика, как уже говорилось, не является самоцелью, она – одно из важнейших средств овладения языком, неотъемлемый компонент всех видов речевой деятельности». Первой этот вывод сделала А.А. Любарская, которая ещё в 1934 г. писала: «Ни на одной стадии средней школы изучение грамматики не рассматр ...
Кристаллогидраты в стандарте школьного образования
Стандарт среднего (полного) общего образования по химии определяет собой обязательных минимум, который должен изучаться в школе и предусматривает следующее содержание. В отношении кристаллогидратов это может проявиться в рамках: Методы познания веществ и химических явлений: расчеты на массовую долю ...
Уровни владения русским языком, необходимые для языковой адаптации иностранных
специалистов, занятых на промышленных предприятиях города
Разработка системы уровней владения русским языком как иностранным, лингвометодическое описание данных уровней, а также создание соответствующей системы тестирования имеет определяющее значение для современной теории и практики преподавания русского языка. Интеграционные процессы в области языковой ...