Образование: статьи и материалы » Трудности усвоения грамматического материала в устной речи и письме » Способы предъявления грамматического материала

Способы предъявления грамматического материала

Страница 1

Как же необходимо построить урок и организовать работу на нём, чтобы сформировать грамматические навыки должного качества?

Общая схема «грамматического» урока следующая.

Тема урока: (указывается разговорная тема).

Цель урока: (указываются цель и задачи).

Речевой материал:

1) указывается конкретно новый материал – грамматическое явление (речевой образец);

2) указывается материал для повторения: это могут быть какие-то другие грамматические явления, необходимые для усвоения нового (в целях противопоставления, сравнения, совмещения, систематизации).

Оснащение урока: ….

Ход урока: …

Как и в «лексическом» уроке, здесь обычно три главных вида работы:

1) речевая зарядка или речевая подготовка,

2) презентация нового грамматического материала,

3) автоматизация речевого материала.

Не следует думать, что эти три вида работы строго отделены друг от друга как этапы работы. Во-первых, они плавно переходят один в другой. Во-вторых, презентация и автоматизация вообще могут «перекрещиваться»: новый материал может предъявляться дозами (сначала один образец, потом другой и т.д.), каждая из которых автоматизируется.

Главным в презентации грамматического материала является показ функционирования его в речевой деятельности (со стороны учителя). Приведём пример презентации придаточного дополнительного предложения.

- Вы знаете, ребята,- говорит учитель, войдя в класс, - где-то месяц тому назад я попросил своего коллегу из Англии рассказать, как он провёл свой отпуск. И вот вчера я получил от него письмо.

Учитель показывает письмо, полученное из Англии, и продолжает:

- Я решил рассказать вам содержание письма, так как мой коллега провёл сой отпуск необычно. Он пишет, что …

Здесь учитель прерывает свой рассказ, и на доске появляется:

Он пишет, что …

Затем следует пересказ содержание письма, во время которого учитель после фраз, содержащих придаточное предложение, записывает на доске начало фразы с союзом и схематическое изображение сказуемого, в результате чего к концу рассказа на доске возникает примерно такая схема:

Он пишет, что …

Он пишет также, что …

Он не знает, будет ли …

Он рассказывает, как …

Имея подобную схему, ученики сами могут сделать вывод о месте сказуемого в придаточном предложении.

Важнейшим видом работы, как и на лексических уроках, является автоматизация, которой отводится почти всё время (презентация не должна занимать более 3-5 минут). Она осуществляется также на основе условно-речевых упражнений. Вот некоторые из них для усвоения дополнительных придаточных предложений.

а) Если вы знаете это, то подтвердите

- Я знаю, что Петя жил один год в Англии.

- Я тоже знаю, что он там жил.

б) Скажите, слышали ли вы об этом.

- Говорят, что мы поедем в Англию.

- Я тоже слышал, что мы поедем в Англию.

в) Спроси у своего товарища и передай мне его слова.

П. – Спроси его, поедет ли он с нами.

У1 – Ты поедешь с нами?

У2 – Нет, не поеду.

У1 – Он говорит, что не поедет с нами.

г) Передайте мой вопрос вашему товарищу.

- Ему понравилась поездка?

- Анна Ивановна спрашивает, понравилась ли тебе поездка в Англию.

- Да, конечно.

д) Расскажите мне:

- что вы узнали нового

(Я узнал, что …);

- что вы думаете о наших друзьях

(Я думаю, что…);

(Я не знаю … ли …).

При использовании условно-речевых упражнений для формирования грамматических навыков нужно, как правило, включать в комплекс все их виды (имитативные, подстановочные, трансформационные, репродуктивные) в необходимой последовательности.

К сожалению, ещё встречаются уроки, на которых массу времени занимают рассуждения о формальной стороне языка, звучат парадигмы склонений и спряжений, проводятся обильные сравнения форм родного и иностранных языков. Часто это делается вопреки рекомендациям учебников.

«Грамматический» урок функционален по своей сути, это не урок усвоения грамматики в её традиционном понимании, т.е. знаний о тех или иных формах иностранного языка.

На основе изложенного выше методического материала нами было проведено формирование грамматического навыка по теме Past Simple Tense в 6-м классе средней школы на втором году обучения английского языка. В классе было 11 учащихся.

Список класса:

1. Варфоламеев Д.

2. Еленок С.

3. Комогорцев И.

4. Посвистёл А.

5. Рожкова К.

6. Сусков П.

7. Сидоренко В.

8. Смирнова А.

9. Табалова Н.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Методы и приемы формирования лексической компетенции
Получаемые на уроках иностранного языка лексические знания, навыки и умения призваны обеспечить осознание специфики выражения мыслей, чувств и коммуникативных намерений средствами изучаемого языка. Достижение высокого уровня развития лексической компетенции проявляется в том, что человек с легкость ...

Сущность понятия – способности
В первом параграфе мы рассмотрим сущностные характеристики способностей. Этой проблемой занимались такие корифеи отечественной психологии как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Н.С. Лейтес и другие. Понятийный аппарат, содержание и основные положения теории способностей ра ...

Функции преподавателя вo время дискуссии
Ведущий дискуссии должен хорошо представлять себе имеющиеся точки зрения на постановку и решение дискуссионной проблемы, разбираться в тонкостях аргументации, у него должна быть своя точка зрения на решение данной проблемы, которую он может высказать при подведении итогов дискуссии. Роль преподават ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru