Образование: статьи и материалы » Технологии формирования гражданской культуры будущего учителя » Сущностные характеристики, функции и уровни гражданской культуры

Сущностные характеристики, функции и уровни гражданской культуры

Страница 6

- социализация индивида, находящая осуществление в трех сферах: деятельность, общение, самосознание. В процессе социализации происходит становление личности гражданина, усвоение им ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу;

- отстаивание и защита прав личности на основе закона, поиск путей и средств упорядочения отношений гражданина и государства. Однако гражданская культура не только защищает права личности, а также накладывает на него определенные обязанности перед обществом;

- осуществление с помощью гласности, свободы слова оценочной, нормативно-регламентирующей, контролирующей и координирующей функций, которые регулируют общественные отношения;

- сохранение и обогащение общечеловеческих ценностей, гармонизация жизни различных социальных групп. Овладение гражданской культурой способствует сближению, объединению людей на базе существующих одинаковых или схожих целей и интересов;

- выработка путей дальнейшего развития общества, прогресса цивилизации на основе признания общечеловеческих интересов, поднимаясь над узкими интересами отдельных групп, индивидов.

Гражданская культура является важнейшим понятием, связывающим воедино взаимодействие всех структур и слоев общества, она характеризует степень цивилизованности, демократизма в отношениях между ними.

На основание выделенных ранее типов гражданской культуры базируется градация уровней освоения действительности. Начальный уровень гражданской культуры соотносится с обыденными формами общественной жизни. Эти формы отрефлексированы в наименьшей степени. Они представляют собой первичные реакции и обобщения, еще не подвергнутые теоретической переработке. Хотя они характеризуются эмпирическим многообразием, представления на этом уровне гражданской культуры фрагментарны и поверхностны.

Средний уровень гражданской культуры отличает высокая степень сознательности и включенности в социокультурный процесс. Гражданская деятельность носит целенаправленный характер и отличается теоретической оформленностью и организованностью. Этот уровень гражданской культуры реализуется в рамках общественных объединений и политических партий.

Наконец, высший уровень гражданской культуры подразумевает высокую общественную активность и гражданскую ответственность на основе осознания необходимости поддержания государственной целостности и приоритета общественных интересов, приверженность демократическим ценностям, соблюдение правовых регламентации, готовность к сотрудничеству и признание конституционных норм. Этот уровень связан с деятельностью граждан как сознательных членов государств, заботящихся о его благополучии и стабильности.

Таким образом, гражданская культура представляет собой исторически сложившуюся совокупность взглядов, ориентации и образцов по вопросам взаимодействия и регулирования отношений государства, общества и личности.

Эти образцы и ориентации, разделяемые большинством членов общества, формируются и проявляются в определенном социокультурном контексте, реализуются на практике, накладывая отпечаток на содержание и способы функционирования всего сообщества.

Благодаря включенности в структуру гражданской культуры всего спектра общественных отношений она способна повлиять на функционирование всего общественного организма на основе единого комплекса основополагающих ценностей и норм, которые определяют общую направленность развития.

Г. Эрмэ считает, что своим содержанием культура гражданственности охватывает одновременно и приобретение знаний о политической жизни, о социальном окружении каждого человека и о действующих институтах, и практическое обучение действиям и поступкам, связанным с осуществлением демократии, а также поддержку ценностей свободы, которая и представляет собой то, из чего вытекает все остальное. Под гражданской культурой понимаются представления о взаимоотношениях государства, общества, индивида; о правах и обязанностях человека (гражданина), народа, государства; о «нормальных» механизмах общественного, политического и экономического процесса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Развитие педагогики в России
В XIX в. в России педагогическая мысль от общих вопросов системы и содержания образования обращается к конкретным проблемам народной и национальной школы, воспитывающему обучению и подготовке учителя, к дисциплине и качеству урока, к оценке, поощрению и наказанию и нагрузке учеников во время обучен ...

Первые письменные педагогические источники на Беларуси и дальнейшее развитие педагогической мысли в XIV-XVII вв
История педагогической мысли Беларуси - это отражение многовековой жизни белорусского народа, его трудовых усилий, борьбы, стремления к социальной справедливости. Развитие материальной и духовной культуры во многом обязано народной педагогике, которая обеспечивала преемственную связь поколений, пер ...

Формирование духовного мира личности младшего школьника
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительнос ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru