Длительный исторический процесс доказывает существование различных форм гражданской культуры, которые соответствовали конкретным социокультурным системам. В структуре каждого общественного строя выделялась система ценностей, идеалов, образцов поведения, которые выражали квинтэссенцию существующего уклада жизни, регулировала отношения между государством, обществом и гражданином.
Этатистская гражданская культура предполагает приоритет ценностей государства перед интересами его гражданами. Этот тип гражданской культуры оправдывает вмешательство государства во все сферы жизнедеятельности общества, в том числе, и в частную жизнь граждан. Такое вмешательство ведет к ограничению естественных прав личности и ее подавлению. Свобода и личные интересы индивида приносятся в жертву благополучию всего государственного организма. В условиях, когда «часть» не принимается во внимание, «целое» не может реализовать свой потенциал. Такой тип гражданской культуры опирается на патерналистическую психологию. Однако слишком широкая опека государства наносит большой вред энергии деятельности и моральному характеру людей. Патернализм ведет к утрате гражданами инициативы и самостоятельности в своих действиях, формирует равнодушие к делам страны, развивает надежду на постоянную помощь извне, рождает иждивенчество и безразличие. Автократическая гражданская культура закрепляет нормы поведения граждан, почитающих авторитет власти и ее носителей, признающих неограниченную власть одного человека или группы лиц. Этот тип культуры основывается на признании авторитета власти в силу ее определенных качеств и заслуг, и готовности граждан к подчинению. С другой стороны, автократическая гражданская культура подразумевает контроль власть держащих через соотнесение их деятельности с экспектациями людей. Права и свободы реализуются в той мере, в какой это выгодно правителям. Система управления не только не нуждается в развитой индивидуальности, но и стремится к ее устранению.
Демократическая гражданская культура формируется в правовом государстве и гражданском обществе. Она основана на признании приоритета прав и свобод личности, уважения закона. Общечеловеческие ценности являются столпами, на которые опирается гражданская культура демократического типа. Гражданскую культуру общества можно назвать демократической, если она включает следующие ценности: признание самоценности человеческой жизни; приоритета общечеловеческих ценностей; активность в общественной жизни страны; плюрализм в политике и идеологии; терпимость к различным точкам зрения по вопросам жизнедеятельности общества; готовность к ведению диалога по вопросам функционирования и развития общества; верховенство закона, равенство всех граждан перед законом; демократический контроль за властью, соблюдение государством и его гражданами своих прав и обязанностей по отношению друг к другу.
Следовательно, гражданская культура демократического типа определяется как некое системное качество сообщества, интегративная характеристика его элементов и взаимодействий, сориентированных на развитие и укрепление гражданских начал.
Функционирование гражданской культуры в полной мере возможно только в условиях развитого гражданского общества и правового государства. Гражданская культура оптимальным образом соответствует природе гражданского общества. Выражая и обеспечивая единство сторон, демократическая культура способствует укреплению общественной системы и придает ей самодеятельный характер. Экономическая независимость и социальная защищенность людей становится залогом их общественной активности и влияния.
Гражданская культура в обществе выполняет множество функций, важнейшими из которых являются:
- объединение свободных граждан в организации на основании признания определенных ценностей как истинно верных для них, но не противоречащих природе демократии. Гражданские организации, являя противовес государству, предъявляет к нему требования по совершенствованию общественной системы;
Похожие статьи:
Эффективность коррекционно-развивающей работы
С целью проверки эффективности коррекционно – развивающей работы был проведен следующий этап эксперимента – контрольный. Цель: проверка влияния использования игрушек на занятиях. На этом этапе эксперимента мы проверили прирост уровня развития связной речи в старшей группе «Фантазеры 1», с которой з ...
Особенности формирования словообразования на разных возрастных этапах у
детей дошкольного возраста с нормой развития и с речевыми нарушениями
Сравнительный анализ развития лексико-грамматического строя речи при нормальном и нарушенном речевом развитии представлен в работах Лалаевой Р.И., Серебряковой Н.В. Важным является мнение О.Е.Грибовой о том, что методика коррекционной работы, особенно в случае грубого недоразвития речи, должна быть ...
Роль целостного мировоззрения в процессе формирования системы ценностей и
идеалов учащихся
Основой любого мировоззрения выступают некие наиболее общие представления о мире, которые принято именовать философскими. Эти представления могут усваиваться человеком вместе с образом жизни или вырабатываться самостоятельно. Одним из таких представлений является понятие образования Процесс, опреде ...