Образование: статьи и материалы » Технологии формирования гражданской культуры будущего учителя » Личностно-деятельностные технологии формирования гражданской культуры студентов педагогических вузов

Личностно-деятельностные технологии формирования гражданской культуры студентов педагогических вузов

Страница 1

Термин «педагогическая технология» у многих вызывает сомнения, так как он всегда связывался с производством. Однако, поводом для его введения в педагогический лексикон послужила этимология данного слова: технология от греческого techne – искусство, мастерство, умение.

Рассматривая организацию педагогического процесса как совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между компонентами педагогического процесса, а действие предполагает не только ответ на вопрос «что», но и «как»; к тому же помня, что слагаемые педагогического искусства – это занятия, умения и техника при грамотно использованном общении, соединенном с профессиональной увлеченностью, убежденностью, верой и педагогической импровизацией, - логично все это объединить в термин «педагогическая технология».

Ведущей, стержневой характеристикой технологии обучения является гибкость. Содержательная гибкость отражается, прежде всего, в возможности как дифференциации, так и интеграции содержания обучения. Сама же эта возможность имеет место благодаря блочному и модульному принципу построения учебного материала в предлагаемой технологии. Технологическая гибкость обеспечивает процессуальный аспект обучения, включающий вариативность методов обучения, гибкость системы контроля и оценки, индивидуализацию учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Область применения понятия «технология» в педагогике в настоящий момент не определена достаточно четко. Сегодня понятие «технология» употребляется в педагогике, по крайней мере, в трех смыслах:

1. Как синоним понятий «методика» или «форма организации обучения» (технология написания контрольной работы, технология организации групповой деятельности, технология общения и т.д.)

2. Как совокупность всех использованных в конкретной педагогической системе методов, средств и форм (технология В.В. Давыдова, традиционная технология обучения и т.п.)

3. Как совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заданными свойствами.

Использование понятия «технология» в первом смысле не дает педагогике чего-то нового, не конкретизирует процесс обучения. Просто происходит подмена одного понятия другим. Есть смысл уточнить, методика в большинстве случаев – это совокупность по организации и проведению учебного процесса. Педагогическую технологию характеризуют два принципиальных момента: гарантированность конечного результата и проектирование будущего учебного процесса. Педагогическая технология – это упорядоченная система процедур, неукоснительное выполнение которых приведет к достижению определенного планируемого результата.

Во втором случае, когда под технологией подразумевается совокупность всех использованных в конкретной педагогической системе методов, средств и форм, речь идет о новом понятии со своим смыслом. Однако в этом случает понятие «технология» теряет свой первоначальный смысл, с которым оно пришло из промышленной сферы. Поэтому термин «технология» лучше всего использовать только в третьей трактовке, которая сохраняет первоначальный, пришедший из промышленного производства, смысл.

В исследовании проблемы формирования гражданской культуры будущих учителей выявлены сущность, содержание и структура профессионально-ориентированных технологий обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Вопросы развития связной речи у дошкольников в психолого-педагогической литературе
Речь - сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или [в частном случае] для целей регуляции и контроля собственной деятельности [Речь внутренняя ...

Терминология кристаллогидратов
При растворении веществ молекулы (или ионы) связываются с молекулами раствори­теля, образуя соединения, называемые солъватами (от латинского solvere – растворять); этот процесс называется сольватацией. В частном случае, когда растворителем является вода, эти соединения называются гидратами, а проце ...

Значение информационно-коммуникационной технологии для профессионального роста преподавателей
Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования. Учителю, необходимо знать, на какие стороны личности ребенка могут повлиять знания окружающег ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru