Образование: статьи и материалы » Технологии формирования гражданской культуры будущего учителя » Личностно-деятельностные технологии формирования гражданской культуры студентов педагогических вузов

Личностно-деятельностные технологии формирования гражданской культуры студентов педагогических вузов

Страница 2

В качестве их важнейших характеристик определены: результативность, экономичность (в единицу времени эффективно усваивается больший объем учебного материала), эргономичность (обучение происходит в обстановке сотрудничества, положительного эмоционального микроклимата без перегрузки и переутомления); создание высокой мотивации к изучению предмета, что позволяет выявлять личностные качества обучаемых, раскрывать их резервные возможности. К числу сущностных характеристик таких технологий в высшей педагогической школе относятся: использование новейших достижений практики, психологии, информатики и других наук, повышение информативной содержания обучения; развитие общеучебных навыков; методическое сопровождение, обеспечение высокой мыслительной активной деятельности обучающихся и др.

Профессионально-ориентированные технологии обучения должны быть направлены на качественные изменения в системе образования, на овладение студентами профессиональной и коммуникативной компетенцией, активное и творческое участие в обсуждении изучаемого материала.

Сегодня наиболее продуктивными и перспективными являются технологии, позволяющие организовать учебный процесс с учетом профессиональной направленности обучения, а также с ориентацией на личность учащегося, его интересы, наклонности и способности. Повышение эффективности технологий возможно только при условии преобладания на всех этапах учебного процесса творческой, поисковой деятельности студентов над исполнительской, репродуктивной, ухода от жесткой унификации, единообразия целей, содержания, методов, средств и организационных форм обучения, развития и воспитания; индивидуализации и дифференциации самой учебно-познавательной деятельности.

Наиболее доступными и творчески ориентированными технологиями, которые находятся сегодня в арсенале современной психологии и педагогики являются активные групповые методы обучения, в которых студент становится активным участником процесса обучения. И здесь особое внимание следует уделить личностно-деятельностным и интерактивным технологиям, как обеспечивающим студенту активную субъектную позицию и, таким образом, являющимися одним из условий формирования гражданской культуры будущего учителя.

При анализе учебного процесса категория «подход» традиционно рассматривается с позиции обучающего, т.е. учителя, преподавателя. В этом контексте личностно-деятельностный подход к обучению, разрабатывался преимущественно как субъектно- ориентированная организация и управление педагогом учебной деятельностью ее субъекта –студента в решении им специально организованных педагогом учебных задач разной сложности и проблематики, развивающих не только предметную и коммуникативную компетентность обучающегося, но и его самого как личность.

В то же время стало очевидным, что личностно-деятельностный подход может рассматриваться и с позиции обучающегося. Основываясь на определении учебной деятельности Д.Б. Эльконина, согласно которому ее специфика состоит в том, что она направлена на развитие и саморазвитие субъекта этой деятельности, был поставлен вопрос о двойственной направленности личностно-деятельностного подхода: с позиции педагога и с позиции обучающегося. Такая постановка вопроса «встречается» с результатами многолетних исследований (И.С. Якиманская, А.К. Маркова, Л. Б. Орлов и др.), показавших неоспоримость значения не только учета, но и специальной организации в процессе обучения целого ряда индивидуально-психологических характеристик обучающегося: мотивации, адаптации, способностей, коммуникативности, уровня притязаний, самооценки, когнитивного стиля и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Специальные термины и определения по дизайну и изобразительному искусству
Абстракция – а) мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов и явлений для выделения существенных их признаков; б) отвлечённое понятие, теоретическое обобщение опыта. Абстракционизм – в изобразительном искусстве XX в.: направление, последователи которого из ...

Врачебный контроль над физическим воспитанием в детском саду
1. Врачебный контроль осуществляется медицинским персоналом детского сада. Основная задача врачебного контроля заключается в содействии укреплению здоровья детей, совершенствованию физического и нервно-психического развития. 2. Медицинский контроль включает: а) врачебные обследования, оценку состоя ...

Специфика общения в музыкально-педагогическом процессе
Исторически сложилось так, что в педагогической науке наиболее разработанными оказались приемы формальных отношений в коллективе. Неформальные же отношения,несущие эмоциональную нагрузку, незаслуженно оказались в тени. Трудности,с которыми сталкиваются как начинающие,так и зрелые педагоги при устан ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru