Образование: статьи и материалы » Технологии формирования гражданской культуры будущего учителя » Личностно-деятельностные технологии формирования гражданской культуры студентов педагогических вузов

Личностно-деятельностные технологии формирования гражданской культуры студентов педагогических вузов

Страница 2

В качестве их важнейших характеристик определены: результативность, экономичность (в единицу времени эффективно усваивается больший объем учебного материала), эргономичность (обучение происходит в обстановке сотрудничества, положительного эмоционального микроклимата без перегрузки и переутомления); создание высокой мотивации к изучению предмета, что позволяет выявлять личностные качества обучаемых, раскрывать их резервные возможности. К числу сущностных характеристик таких технологий в высшей педагогической школе относятся: использование новейших достижений практики, психологии, информатики и других наук, повышение информативной содержания обучения; развитие общеучебных навыков; методическое сопровождение, обеспечение высокой мыслительной активной деятельности обучающихся и др.

Профессионально-ориентированные технологии обучения должны быть направлены на качественные изменения в системе образования, на овладение студентами профессиональной и коммуникативной компетенцией, активное и творческое участие в обсуждении изучаемого материала.

Сегодня наиболее продуктивными и перспективными являются технологии, позволяющие организовать учебный процесс с учетом профессиональной направленности обучения, а также с ориентацией на личность учащегося, его интересы, наклонности и способности. Повышение эффективности технологий возможно только при условии преобладания на всех этапах учебного процесса творческой, поисковой деятельности студентов над исполнительской, репродуктивной, ухода от жесткой унификации, единообразия целей, содержания, методов, средств и организационных форм обучения, развития и воспитания; индивидуализации и дифференциации самой учебно-познавательной деятельности.

Наиболее доступными и творчески ориентированными технологиями, которые находятся сегодня в арсенале современной психологии и педагогики являются активные групповые методы обучения, в которых студент становится активным участником процесса обучения. И здесь особое внимание следует уделить личностно-деятельностным и интерактивным технологиям, как обеспечивающим студенту активную субъектную позицию и, таким образом, являющимися одним из условий формирования гражданской культуры будущего учителя.

При анализе учебного процесса категория «подход» традиционно рассматривается с позиции обучающего, т.е. учителя, преподавателя. В этом контексте личностно-деятельностный подход к обучению, разрабатывался преимущественно как субъектно- ориентированная организация и управление педагогом учебной деятельностью ее субъекта –студента в решении им специально организованных педагогом учебных задач разной сложности и проблематики, развивающих не только предметную и коммуникативную компетентность обучающегося, но и его самого как личность.

В то же время стало очевидным, что личностно-деятельностный подход может рассматриваться и с позиции обучающегося. Основываясь на определении учебной деятельности Д.Б. Эльконина, согласно которому ее специфика состоит в том, что она направлена на развитие и саморазвитие субъекта этой деятельности, был поставлен вопрос о двойственной направленности личностно-деятельностного подхода: с позиции педагога и с позиции обучающегося. Такая постановка вопроса «встречается» с результатами многолетних исследований (И.С. Якиманская, А.К. Маркова, Л. Б. Орлов и др.), показавших неоспоримость значения не только учета, но и специальной организации в процессе обучения целого ряда индивидуально-психологических характеристик обучающегося: мотивации, адаптации, способностей, коммуникативности, уровня притязаний, самооценки, когнитивного стиля и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Психолого-педагогические аспекты развития связной речи дошкольников
Многое в жизни человека зависит от способности к общению, а речь — инструмент общения, его главное средство. Хорошо владеющий речью человек ценится в любом обществе, как ценится и человек, наделенный "талантом общения" или воспитавший, развивший его в себе. Поэтому не случайно развитие ре ...

Содержание культуры поведения
В прошлом столетии общественность была серьезно обеспокоена недостаточным уровнем культуры молодёжи, которая, надо сказать, и сегодня находится в такой же ситуации. Думаем, что это не что иное, как результат недостаточного обращения внимания на формирование культуры поведения на начальном этапе обу ...

Педагогические условия развития логического мышления у младших школьников
Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер. Мы ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru