Именно интерактивные технологии создают необходимые условия как для становления и совершенствования коммуникативной компетентности через включение участников образовательного процесса в осмысленное проживание и переживание индивидуальной и коллективной деятельности, так и для осознания и принятия ими гражданских ценностей, для накопления опыта гражданской деятельности.
Как отмечают многие педагоги, не знания и информация, а атмосфера на занятии – это именно то, что остается в памяти у выпускников образовательного учреждения. И если традиционное занятие направлено на дачу новой информации то, в ходе интерактивного занятия обучающиеся учатся формулировать собственное мнение, правильно выражать мысли, строить доказательства своей точки зрения, вести дискуссию, слушать другого человека, уважать альтернативное мнение. Интерактивные технологии способствуют формированию навыков и умений, необходимых каждому человеку в реальной жизни, выработке системы личностных ценностей, создают атмосферу сотрудничества, взаимодействия являясь, таким образом, одним из условий формирования гражданской культуры.
К интерактивным технологиям мы относим дебаты, диспут, мозговой штурм, аквариум, проведение различных видов дискуссий и обсуждений.
Цели интерактивных технологий:
Обучающиеся индивидуально и коллективно должны уметь:
1. Получить и оценить информацию;
2. Принимать участие в обсуждении информации;
3. Принимать решения, касающиеся проблем участия и самой гражданской проблемы;
4. Использовать универсальные стандарты, которые помогают оценить позицию, решение, действие любого института власти и общества на основе общечеловеческих ценностей;
5. Уметь сообщать свои идеи другим членам группы, общественным и государственным лидерам;
6. Сотрудничать, работать с другими членами группы для достижения общих целей.
Основные задачи интерактивных технологий как средства формирование гражданской культуры:
1.Знания:
ü дать представление обучающимся, как функционируют государственные и общественные институты;
ü дать представление о способах влияния и контроля за общественной и государственной политикой.
2.Умения и навыки:
ü интеллектуальные навыки - развитие у студентов навыков логического и критического мышления:
ü умение обучающихся формировать собственную позицию на общественно значимые вопросы;
ü умение оценивать ситуацию;
ü умение принимать решение в спорных проблемах и отстаивать это решение;
ü коммуникативные навыки - навыки ясно и четко формулировать и представлять свою позицию, взаимодействовать в группе.
3.Ценности – обучающиеся получают ценностные установки:
ü уважение прав и достоинства человека;
ü мирный способ разрешения конфликтов;
ü сотрудничество;
ü терпимость;
ü справедливость;
ü открытость;
ü честность;
ü законопослушание;
ü ответственность;
ü патриотизм;
ü настойчивость;
ü уважение власти и ее представителей;
ü уважение чужих и своих трудовых усилий
Интерактивные технологии требуют определенных условий их применения. Это, прежде всего:
1) четкая формулировка целей. Преподавателю необходимо убедиться в том, что обучающиеся понимают смысл, правила групповой работы или игры, принимают их и готовы работать в группе;
Похожие статьи:
Работа над «зрительным» образом слова
Ученики могут определить нужную букву, обратившись к орфографическому словарику. Это будет способствовать накоплению опыта работы со словарями, формированию умения не только ставить, но и решать орфографическую задачу самостоятельно. Для лучшего усвоения орфографического облика слова на этой стадии ...
Инструментальные средства по типам и обоснование
выбора
Выбор того или иного типа графического редактора в образовательном процессе зависит от поставленной задачи. Для правильного выбора, какого либо графического редактора нужно знать существующие в компьютерной графике методы представления графических объектов. Методы представления графических объектов ...
Технология модульного обучения
Сердцевина модульного обучения - учебный модуль, включающий: законченный блок информации; целевую программу действий ученика; рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации. Принципиальные отличия модульного обучения от других систем обучения состоят в следующем: 1. Содержание обучения пре ...