Именно интерактивные технологии создают необходимые условия как для становления и совершенствования коммуникативной компетентности через включение участников образовательного процесса в осмысленное проживание и переживание индивидуальной и коллективной деятельности, так и для осознания и принятия ими гражданских ценностей, для накопления опыта гражданской деятельности.
Как отмечают многие педагоги, не знания и информация, а атмосфера на занятии – это именно то, что остается в памяти у выпускников образовательного учреждения. И если традиционное занятие направлено на дачу новой информации то, в ходе интерактивного занятия обучающиеся учатся формулировать собственное мнение, правильно выражать мысли, строить доказательства своей точки зрения, вести дискуссию, слушать другого человека, уважать альтернативное мнение. Интерактивные технологии способствуют формированию навыков и умений, необходимых каждому человеку в реальной жизни, выработке системы личностных ценностей, создают атмосферу сотрудничества, взаимодействия являясь, таким образом, одним из условий формирования гражданской культуры.
К интерактивным технологиям мы относим дебаты, диспут, мозговой штурм, аквариум, проведение различных видов дискуссий и обсуждений.
Цели интерактивных технологий:
Обучающиеся индивидуально и коллективно должны уметь:
1. Получить и оценить информацию;
2. Принимать участие в обсуждении информации;
3. Принимать решения, касающиеся проблем участия и самой гражданской проблемы;
4. Использовать универсальные стандарты, которые помогают оценить позицию, решение, действие любого института власти и общества на основе общечеловеческих ценностей;
5. Уметь сообщать свои идеи другим членам группы, общественным и государственным лидерам;
6. Сотрудничать, работать с другими членами группы для достижения общих целей.
Основные задачи интерактивных технологий как средства формирование гражданской культуры:
1.Знания:
ü дать представление обучающимся, как функционируют государственные и общественные институты;
ü дать представление о способах влияния и контроля за общественной и государственной политикой.
2.Умения и навыки:
ü интеллектуальные навыки - развитие у студентов навыков логического и критического мышления:
ü умение обучающихся формировать собственную позицию на общественно значимые вопросы;
ü умение оценивать ситуацию;
ü умение принимать решение в спорных проблемах и отстаивать это решение;
ü коммуникативные навыки - навыки ясно и четко формулировать и представлять свою позицию, взаимодействовать в группе.
3.Ценности – обучающиеся получают ценностные установки:
ü уважение прав и достоинства человека;
ü мирный способ разрешения конфликтов;
ü сотрудничество;
ü терпимость;
ü справедливость;
ü открытость;
ü честность;
ü законопослушание;
ü ответственность;
ü патриотизм;
ü настойчивость;
ü уважение власти и ее представителей;
ü уважение чужих и своих трудовых усилий
Интерактивные технологии требуют определенных условий их применения. Это, прежде всего:
1) четкая формулировка целей. Преподавателю необходимо убедиться в том, что обучающиеся понимают смысл, правила групповой работы или игры, принимают их и готовы работать в группе;
Похожие статьи:
Особенности системы образования в современный
период: тенденции и перспективы
Образование в Российской Федерации - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). В 2006 году было 1,3 млн. ...
Порядок проведения аттестационной экспертизы
Для проведения аттестации образовательное учреждение представляет следующие документы: а) заявление с приложением информационной карты (паспорта) образовательного учреждения; б) копию устава образовательного учреждения; в) копию лицензии на образовательную деятельность; г) учебный план образователь ...
Оценка результативности проведенной программы коррекции нарушений поведения
детей младшего школьного возраста
Для оценки результативности программы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста предусмотрены диагностические срезы: первичный, до проведения игры и вторичный, после ее окончания. Повторный срез проводился по тем же методикам, что и первый. Из опроса педагогов мы выяснили, что ...