Образование: статьи и материалы » Технологии формирования гражданской культуры будущего учителя » Интерактивные технологии формирования гражданской культуры будущего учителя

Интерактивные технологии формирования гражданской культуры будущего учителя

Страница 4

Таким образом, коммуникативная компетентность с одной стороны является характеристикой личности человека, его способностью, которая с другой стороны проявляется в его поведении, деятельности, позволяя ему разрешать жизненные, практические ситуации (в том числе и коммуникативные).

Не стоит забывать, что освоение студентом опыта (стихийное или специально организованное), основанное на взаимодействии с областью осваиваемого опыта, с тренером, друг с другом – это чрезвычайно долговременный процесс. Для того, чтобы без потерь интегрировать его приемы процесс обучения (связанный с жесткостью учебного расписания , сменой кабинетов и т.д.), необходимо использовать самые разнообразные интерактивные способы взаимодействия с аудиторией.

Их можно разделить на вербальные и невербальные.

К невербальным относятся:

· акустические: интонация (громкость, тембр, темп речи, высота звука), речевые паузы;

· визуальные: выражение лица (заинтересованное, отстраненное – если в данный момент вы избегаете взаимодействия, желая спровоцировать учеников на большую самостоятельность), позы и движения (располагающие к собеседованию), контакт глаз(взгляд на собеседника, уход от прямого взгляда);

· тактильные: расстояние (далекое-близкое, по-разному воздействующее на интенсивность контакта), прикосновения (одобряющие, успокаивающие)

Среди вербальных приемов интерактивного обучения выделяют:

· умение задавать открытые вопросы (ориентированные на высказывание различных точек зрения);

· выбор учителем собственной позиции как нейтральной, что дает обучающимся возможность во время занятия высказывать «правильные» и «неправильные» точки зрения, не боясь, что их одернут, остановят;

· готовность к анализу и самоанализу занятия, помогающим понять, что, как и почему происходило на занятии; где взаимодействие прекращалось, с чем это было связано, как избежать этого в дальнейшем и т. д.

· введение заметок, позволяющих отслеживать ход занятия, его кульминацию, результативность.

Особенностью интерактивных технологий является то, что они позволяют задействовать не только сознание человека, но и его чувства, эмоции, волевые качества, т.е. включают в процесс обучения целостного человека. Это позволяет резко увеличить процент усвоения материала. Это подтверждают исследования, проведенные в 80-х годах Национальным тренинговым центром (США, Мэриленд). Результаты исследования были выражены в таблице, получившей название «Пирамида обучения», из которой видно, что наименьший процент усвоения имеют пассивные методики (лекция, чтение), а наибольший – интерактивные (дискуссионные группы, практика через действие, обучение других или немедленное применение).

Было бы более правильно представить интерактивные методы как подвид активных методов. Но здесь они сознательно выделены в отдельный вид, чтобы подчеркнуть их особую роль в формировании гражданской культуры будущих педагогов.

Задачи гражданского образования решаются, как правило, не только в России, но и во многих других странах достаточно традиционно. Обучающихся насыщают моральными наставлениями, информацией о законах и правилах. Их учат демократии без дискуссий, без выбора, без активного действия. Эти занятия нередко скучны для студентов. Но главная их беда – они не учат будущих граждан действовать, не побуждают к общественной активности. Одними из наиболее адекватных с точки зрения становления гражданских компетентностей и гуманистических демократических ценностей являются интерактивные технологии. Мы уже говорили о том, что интерактивное обучение – обучение, основанное на взаимодействии, таким образом, интерактивные технологии – это такие технологии обучения, которые предполагают взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательного процесса в процессе решения учебных и практических задач. Они предполагают сообучение (коллективное, кооперативное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающиеся и педагог являются субъектами учебного процесса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Изучение деятельности классного руководителя
Деятельность классного руководителя многоаспектна и разнообразна и направлена на работу и с детским коллективом, и с родителями. Важной в этой деятельности является индивидуальная работа с каждым учеником. Существует 4 типа задач, которые решаются классными руководителями в процессе взаимодействия ...

Программа работы социального педагога по преодолению негативного воздействия телевидения на младших школьников
В ходе предварительного эмпирического исследования нами было выяснено, что в исследуемой нами группе детей большой популярностью пользуются развлекательные передачи. Проведенное в первой главе исследование позволяет сказать, что их качественное содержание в совокупностями с особенностями восприятия ...

Значение информационно-коммуникационной технологии для профессионального роста преподавателей
Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования. Учителю, необходимо знать, на какие стороны личности ребенка могут повлиять знания окружающег ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru