В конце 20-х тт. XX в. в Белоруссии назрела необходимость создания специального учреждения, которое бы обеспечивало решение научно-педагогических проблем народного образования. В 1929 г. в Минске открывается НИИ педагогики и педологии. В дальнейшем он неоднократно переименовывался: НИИ коммунистического воспитания (1931-1934), НИИ школьной педагогики (1934-1939), НИИ школ (1940-1951), НИИ педагогики (1951-1990), БелНИИ образования (1990-1993), Национальный институт образования (1993). Организатором создания НИИ и первым его директором стал П.ЯЛанкееич (1895-1938). В 1929 г. он первым из белорусов получил степень доктора педагогических наук, а в 1931 г. был избран первым в области педагогики действительным членом АН Беларуси. П.Я.Панкевичу принадлежат такие труды, как "Основные вопросы фабзавуча" (1926); "Политехническая школа в связи с развитием современной крупной индустрии" (1928); "Гiсторыя педагогiкi: кароткi нарыс" (1928) и др.
Основными направлениями исследований в белорусской педагогике 30-х гг. стали вопросы организации учебного процесса по классно-урочной системе, соединения обучения с производительным трудом и общественно полезной работой, изучения и обобщения накопленного учителями опыта. Проблемы дидактики в эти годы разрабатывали А.И,Кравцов, М.Ф.Лозбенъ, КН.Марголин, С.К.Павлович, С.Я.Раскин, И.В.Страхов, А.В.Текучев, Л.В.Шаков и др.
Качественно новый этап в развитии педагогической науки Беларуси начинается в 50-60-е гг. Предметом исследования становятся проблемы повышения эффективности учебно-воспитательной работы, формирования внутренней активности растущего человека, направленной на развитие его умственных и нравственных сил. Они нашли отражение в монографиях И. Ф.Харламова "Основные вопросы организации воспитательной работы в школе" (1967), "Активизация учения школьников" (1969), Я.И.Колбаско "Подготовка старшеклассников к самообразованию"(1968), коллективном исследовании под ред. Н.Г.Огурцова и ВЛ.Александровского "Воспитание общественной активности учащихся" (1969).
В 60-70-е гг. активно разрабатываются педагогические основы политехнического обучения, его связи с производительным трудом и профориентацией учащихся, нашедшие отражение в работах М. У.Пискунова "Политехническое обучение во внеклассной работе" (1962) и "Обучение и труд" (1975), А.Х.Рычагова "Организация общественно полезного труда школьников" (1972), Л.Н.Дрозда "Взаимосвязь и соотношение производительного обучения с общим политехническим образованием" (1975), М.А.Дмитриева "Поиски путей совершенствования трудового воспитания учащихся" (1976), И.Д.Чернышевского "Общественно полезный труд школьников" (1976).
В эти годы развитию теории воспитания содействовали углубленные исследования проблем обеспечения эмоционального благополучия позиции ребенка в коллективе (КМ.Аргеткина, Н.А.Бергзовин, К.В.Гавриловец), педагогических основ воспитания в детских и юношеских организациях (Ж.Е.Завадская, В.Т.Кабуш, Р.С Лионова, Т.Г.Шаронова). Вопросы теории и практики эстетического воспитания разрабатывались А.А.Гримотем, И.И.Казимирской, И.КРыдановой. В книге Н.И.Щирякова "Эстетическое воспитание учащихся" (1970) раскрыта роль эстетического воспитания в формировании мировоззрения человека, его социально-эстетического опыта и системы жизненных ценностей.
Общей тенденцией в исследованиях 70-80-х гг. становится системный подход, предполагающий изучение педагогических процессов как совокупности структурных компонентов, находящихся в функциональных взаимосвязях, движении и развитии. В монографии И.Ф.Харламова "Теория нравственного воспитания (1972) рассмотрен генезис идей нравственного воспитания начиная с античности и кончая современностью. Данным исследованием И.Ф.Харламов внес значительный вклад в разработку методологических основ теории воспитания. Процесс нравственного воспитания, его противоречия, движущие силы и методы развития нравственной культуры личности освещен в работах Д.КВодзинского "Научные основы нравственного воспитания школьников" (1982), П.Ф.Харламова "Нравственное воспитание школьников" (1983).
Проблема системного подхода к формированию мировоззрения рассмотрена Н.Г.Огурцовым. Он является соавтором коллективной монографии под редакцией Э.И.Моносзона "Формирование научного мировоззрения" (1985). В монографии К.В.Гавриловец "Воспитание человечности" (1985) исследуется структура гуманности как личностного отношения человека к человеку, выделены ее специфические компоненты: эмоциональные состояния, потребности, интересы, ценностные ориентации. Автор раскрывает педагогические условия формирования гуманности на разных возрастных этапах личностного становления и развития. С позиций системного подхода рассматривает процесс самовоспитания А.И.Кочетов в своих работах "Как заниматься самовоспитанием" (1986), "Организация самовоспитания школьников" (1990).
Похожие статьи:
Система интеллектуального развития детей на основе изучения
музыкального языка
Система интеллектуального развития детей на основе изучения музыкального языка уникальна. Ее автор Кирюшин В.В. постоянно пытался внедрить свою систему в советскую школу, но неизменно наталкивался на сопротивление государственных чиновников, видимо, опасавшихся непредсказуемых последствий интенсивн ...
Эмпирическое исследование проблемы насилия в семье
над детьми
С целью выявления случаев насилия над детьми различных возрастных групп нами было проведено исследование (анкетирование) в младших и старших классах СШ № 19 г. Минска. Анкетирование прошли ученики 3 А (22 человека) и 3Б классов (23 человека), а также 10 А (20 человек) и 10 Б классов (22 человека). ...
Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста
Развитие музыкального восприятия детей дошкольного возраста, особенно в период от начала 4-го до конца 7-го года жизни, происходит в единстве и взаимодействии двух основных линий: собственно интонационного восприятия и осознания музыки и ее индивидуальной интерпретации, опосредованной жизненным и м ...