Николай Иванович Новиков (1744-1818). Выдающийся русский просветитель-педагог, книгоиздатель, писатель-публицист. Возглавил в Петербурге общественное движение по организации независимых от царской власти народных училищ и создание школ для детей непривилегированного населения. В своих сатирических журналах "Трутень" и "Живописец" помещал статьи на педагогические темы, привлекая внимание общественности к вопросам воспитания. За деятельность, направленную на разоблачение "носителей пороков" и в первую очередь дворянство, чиновничество, придворных, а иногда и царицу, Н.И.Новикова обвинили в вольнодумстве и заточили на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость, из которой он был выпущен в 1796 г. Павлом I.
Н.И.Новиков был создателем и редактором первого в России детского журнала "Детское чтение для сердца и разума", издание которого затем передал известному историку Н.М.Карамзину. Целью воспитания Н.И.Новиков считал формирование активной добродетельной личности и призывал людей к нравственному самосовершенствованию, считая, что они станут добродетельными, если будут просвещенными и образованными. Полагал, что задачу воспитания юношества должно взять на себя общество. Считал необходимым любить и уважать детей, воспитывать их на положительных примерах, заставлять вдумываться в мотивы своих поступков, постоянно упражняться в нравственных действиях, воспитывать любовь к правде и твердое намерение отстаивать истину.
В журнале "Прибавлений к Московским ведомостям" Н.И. Новиков напечатал статью "О воспитании и наставлении детей". В ней автор призывал к разработке педагогики как теории воспитания, утверждал, что есть уже "довольно материалом для сии науки, которую можно назвать педагогикой". Таким образом, Н.И. Новиков впервые в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой и подчеркнул, что она "есть особенно тонкая наука, предполагающая себе многие знания и в исполнении требующая много наблюдательного духа, внимания и просвещенного практического рассудка".
Похожие статьи:
Проект программы по развитию у детей чувства юмора
В данном пункте главы представим разработанный проект программы по развитию у старших дошкольников чувства юмора через произведения изобразительного искусства. Данная программа направлена на работу с «обобщенными чувствами», в том числе и с чувством юмора. Пояснительная записка Реформирование и мод ...
Роль инноваций в развитии школы
После того, как всесторонне проанализирована ситуация в школе, определены, какие результаты работы школы необходимо улучшить, естественно, возникает потребность в обоснованном выборе идей, с помощью которых это можно было бы сделать наилучшим образом. Выбор идей неизбежен потому, что для достижения ...
Особенности системы экспертирования
образовательного учреждения
Экспертиза выполняет множество самых разных задач. Среди основных ее функций можно выделить следующие: аналитическую - выяснение состояния дел в практике, прояснение сущности происходящих событий, процессов, ситуаций и причин, породивших эти состояния; оценочную - определение состояния анализируемы ...