Образование: статьи и материалы » Развитие педагогической мысли в России и Беларуси » Создание государственной системы образования

Создание государственной системы образования

Страница 1

Вклад в развитие педагогики И.И.Бецкого, Ф.И.Янковича, И.И.Новикова. В эпоху правления Екатерины II предпринимается попытка создания государственной системы образования и изменения постановки учебно-воспитательной работы в существующих учреждениях образования. Активное участие в этом деле принимал И.И.Бецкой.

Иван Иванович Бецкой (1704-1795). Родился в Стокгольме, был сыном фельдмаршала князя Ю.Н.Трубецкого, который тогда был в плену у шведов. Учился в Копенгагенском кадетском корпусе. В 40-х гг. служил в Петербурге в Коллегии иностранных дел, в 1747 г. вышел в отставку. Жил за границей, где познакомился с идеями Дж.Локка, Д.Дидро, Ж.Ж.Руссо, К.А.Гельвеция. В 1762 г. был вызван Екатериной и из-за границы в Петербург и привлечен к созданию системы воспитательно-образовательных учреждений. Спустя два года И.И.Бецкой представил на рассмотрение императрицы документ "Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества", в котором изложил свою концепцию воспитания молодого поколения. Суть се заключалась в следующем. России нужны просвещенные, законопослушные, преданные монарху подданные. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей любовь к Отечеству, унижение к существующему правопорядку, трудолюбие. Воспитание должно осуществляться не в семье, а в закрытых учебных заведениях, созданных по сословному принципу.

И.И.Бецкой надеялся посредством воспитания создать "новую породу людей" (гуманных дворян, купцом, ремесленников) с целью сглаживания противоречий в обществе. Условием формирования первого поколения "новых людей" он считал строгую изоляцию воспитанников от пагубного влияния общества, его предрассудков и пороков. С этой целью в 60-70-е гг. в Москве и Петербурге создается система закрытых учебно-воспитательных учреждений сословного характера для детей от 5-6 до 17-20 лет. По проектам И.И.Бецкого были открыты: воспитательное училище в Петербурге при Академии художеств для мальчиков всякого звания, кроме крепостных; коммерческое училище в Москве, готовящее "новую породу" русских купцов; воспитательные дома в Москве и Петербурге, а затем в ряде губернских городов для "незаконнорожденных" детей.

Особое внимание И.И.Бецкой уделял женскому воспитанию. Он способствовал открытию первого женского образовательно-воспитательного учреждения в окрестностях Петербурга (у деревни Смольной) - Смольного института благородных девиц на 200 учениц. В институт принимались дочери дворян в возрасте 6 лет, которые воспитывались там до 18-летнего возраста. Главными предметами обучения были французский язык, арифметика, рисование, история, география, словесность; изучались танцы, музыка, рукоделие, различные виды домоводства. Классные дамы приучали девиц к светским манерам, умению красиво одеваться, принимать гостей.

И.И.Бецкой издал специальное руководство для воспитателей по вопросам ухода за детьми и их воспитания под названием "Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до юношества". В уставах отдельных воспитательных заведений, инструкциях их воспитателям И.И.Бецкой, ставя нравственное воспитание выше обучения, настаивал на том, чтобы воспитатели подавали детям хорошие примеры, не докучали им наставлениями, видели свою задачу в том, чтобы сохранять в детях "веселость, вольные действия души и приятное учтивство".

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Анализ содержания темы «Кристаллогидраты» в школьных программах и учебниках
Итак, из проведенного анализа мы можем сделать следующие выводы. Наиболее удачный, в плане рассмотрения понятия кристаллогидраты, мы считаем программу и учебники Н.С. Ахметова. В данном учебно-методическом комплекте рассматриваются вопросы, касающиеся исследуемой нами темы. Четко вводятся понятия, ...

Игра на уроках русского языка как средство развития лингвистической компетенции
Состояние и перспективы современного отечественного образования диктуют необходимость переосмысления имеющихся педагогических технологий и поиска новых стратегий развития. Методологической базой для реформаторских установок является, без сомнения, утверждаемая многими учеными - дидактами и идея ком ...

Внеклассные формы работы по физической культуре
Внеклассная работа организуется школой для участия в ней детей (внешкольная—для учащихся разных школ). Внеклассная работа строится на добровольных началах и поэтому не должна включать обязательных видов соревнований, обязательных отчетных показателей и документов. Учебные планы внеклассных занятий ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru