Образование: статьи и материалы » Развитие педагогической мысли в России и Беларуси » Создание государственной системы образования

Создание государственной системы образования

Страница 1

Вклад в развитие педагогики И.И.Бецкого, Ф.И.Янковича, И.И.Новикова. В эпоху правления Екатерины II предпринимается попытка создания государственной системы образования и изменения постановки учебно-воспитательной работы в существующих учреждениях образования. Активное участие в этом деле принимал И.И.Бецкой.

Иван Иванович Бецкой (1704-1795). Родился в Стокгольме, был сыном фельдмаршала князя Ю.Н.Трубецкого, который тогда был в плену у шведов. Учился в Копенгагенском кадетском корпусе. В 40-х гг. служил в Петербурге в Коллегии иностранных дел, в 1747 г. вышел в отставку. Жил за границей, где познакомился с идеями Дж.Локка, Д.Дидро, Ж.Ж.Руссо, К.А.Гельвеция. В 1762 г. был вызван Екатериной и из-за границы в Петербург и привлечен к созданию системы воспитательно-образовательных учреждений. Спустя два года И.И.Бецкой представил на рассмотрение императрицы документ "Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества", в котором изложил свою концепцию воспитания молодого поколения. Суть се заключалась в следующем. России нужны просвещенные, законопослушные, преданные монарху подданные. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей любовь к Отечеству, унижение к существующему правопорядку, трудолюбие. Воспитание должно осуществляться не в семье, а в закрытых учебных заведениях, созданных по сословному принципу.

И.И.Бецкой надеялся посредством воспитания создать "новую породу людей" (гуманных дворян, купцом, ремесленников) с целью сглаживания противоречий в обществе. Условием формирования первого поколения "новых людей" он считал строгую изоляцию воспитанников от пагубного влияния общества, его предрассудков и пороков. С этой целью в 60-70-е гг. в Москве и Петербурге создается система закрытых учебно-воспитательных учреждений сословного характера для детей от 5-6 до 17-20 лет. По проектам И.И.Бецкого были открыты: воспитательное училище в Петербурге при Академии художеств для мальчиков всякого звания, кроме крепостных; коммерческое училище в Москве, готовящее "новую породу" русских купцов; воспитательные дома в Москве и Петербурге, а затем в ряде губернских городов для "незаконнорожденных" детей.

Особое внимание И.И.Бецкой уделял женскому воспитанию. Он способствовал открытию первого женского образовательно-воспитательного учреждения в окрестностях Петербурга (у деревни Смольной) - Смольного института благородных девиц на 200 учениц. В институт принимались дочери дворян в возрасте 6 лет, которые воспитывались там до 18-летнего возраста. Главными предметами обучения были французский язык, арифметика, рисование, история, география, словесность; изучались танцы, музыка, рукоделие, различные виды домоводства. Классные дамы приучали девиц к светским манерам, умению красиво одеваться, принимать гостей.

И.И.Бецкой издал специальное руководство для воспитателей по вопросам ухода за детьми и их воспитания под названием "Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до юношества". В уставах отдельных воспитательных заведений, инструкциях их воспитателям И.И.Бецкой, ставя нравственное воспитание выше обучения, настаивал на том, чтобы воспитатели подавали детям хорошие примеры, не докучали им наставлениями, видели свою задачу в том, чтобы сохранять в детях "веселость, вольные действия души и приятное учтивство".

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Особенности личностных свойств и межличностных отношений младших школьников, их связь с особенностями коммуникаций в музыкально-педагогическом процессе
В результате проведенного психологического исследования учащихся 2-в класса были выявлены следующие взаимосвязи личностных свойств. Данные исследования представлены на таблице 1 и рис.1. Из данных таблицы и графического рисунка мы видим, что у детей данного класса: 1) показатель общительности, добр ...

История моделирования как метода познания
Моделирование как познавательный приём неотделимо от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, построение и использование моделей является мощным орудием познания. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучен ...

Развитие индивидуальности младшего школьника на уроках художественно-эстетического цикла
В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Предметные, ролевые игры и игры по правилам дают ребенку материал для развития воображения, который совершенствуется в процессе восприятия детских ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru