Образование: статьи и материалы » Развитие педагогической мысли в России и Беларуси » Создание государственной системы образования

Создание государственной системы образования

Страница 2

И.И.Бецкой отрицательно относился к физическим наказаниям, говорил, что дети под влиянием наказаний становятся мстительными, притворными, нечувствительными, приучаются ко лжи и ожесточаются. Для Московского воспитательного дома, подчеркивал он, следует ввести незыблемое правило: "Единожды навсегда ввести в сей Дом неподвижный закон и строго утвердить - никогда и ни за что не бить детей". Касаясь обучения детей, И.И.Бецкой говорит, что оно должно сообразовываться со склонностями и охотой воспитанника: "Ибо давно доказано, что не преуспевает он ни в чем том, чему будет прилежать поневоле, а не по своему желанию".

В 1782-1786 гг. в России осуществляется школьная реформа, основная цель которой - открытие учебных заведений для третьего сословия. В целях подготовки реформы создается правительственная Комиссия об учреждении народных училищ, В работе которой деятельное участие принимал Ф.И.Янкович.

Федор Иванович Янкович де Мариево (1741-1814). Серб по происхождению. Получил юридическое образование и Венском университете, был последователем Я.Л.Коменского. В Россию приглашен Екатериной II по рекомендации австрийского императора. В 1782 г. при активном участии Ф.И.Янковича в Петербурге открывается Главное народное училище, ставшее учебным заведением типа учительской семинарии, в котором готовились учителя для будущих народных училищ. Уже к началу XIXв. учительская семинария выпустила более 300 человек народных учителей.

В 1786 г. правительством был опубликован подготовленный комиссией "Устав народным училищам в Российской империи", согласно которому в городах разрешалось открывать малые (с двухлетним курсом) и главные (с пятилетним курсом обучения) народные училища. К концу XVIIIв. в России открылось 315 малых и главных училищ с общим количеством учащихся около 20 000 человек; в них работало 790 учителей. Учебная работа во вновь созданных училищах проводилась на основе принципов и методов, разработанных Ф.И.Янковичем совместно с учеными Академии наук и Московского университета. Было написано серьезное дидактическое пособие "Руководство учителям народных училищ", в котором имелись указания, касающиеся всех сторон школьной работы.

В качестве организационной формы учебной работы Ф.И.Янкович вводил классно-урочную (вместо индивидуальной) систему обучения. Для коллективной работы учителя с классом рекомендовал следующие методы обучения. Совокупное или коллективное чтение. В классе должна читаться учителем или вызванным учеником учебная книга, которую имеют все ученики. Совокупное наставление, т.е. объяснение учителем прочитанного материала. Таблицы, т.е. составление планов, тезисов, конспектирование текстов учебника, Изображение начальными буквами, т.е. изображение на доске или в тетради определения или правила начальными буквами тех СЛОВ, которые составляют это правило. Это был мнемонический прием, облегчающий запоминание. Вопрошение, т.е. опрос учащихся; при этом учителю рекомендовалось, спрашивая учеников, выяснять, поняли ли они его объяснения. В пособии говорилось, что учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания. "Руководство" считалось официальной дидактикой, разработанной Комиссией народных училищ, учителям предписывалось строго выполнять все рекомендации этой книги, не отступая от них ни в чем.

Известным представителем общественно-педагогического движения второй половины XVIIIв. был Н.И.Новиков.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Сущность и структура педагогической деятельности
Сущность и структура педагогической деятельности, а также связанная с ними продуктивность — один из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики. Творчество педагога неповторимо, это такое же высокое искусство, как творчество композитора и художника — а может быть, и куда более сложное. Н ...

Общее понятие аксиологии
Аксиология (от греческого axia – ценность) – философское исследование природы ценностей. Аксиология возникает в западной философии в конце 19-го начале 20 веков, как попытка разрешить некоторые сложные вопросы философии, относящиеся к общей «проблеме ценности». Аксиологический (ценностный) подход я ...

Собенности оздоровительного бега подростков различного уровня физического состояния
Педагогические исследования, проведенные в течение года показали, что нагрузка с интенсивностью ниже 50% МПК расценивается как легкая, 50-75% МПК - умеренная, свыше 75 % МПК - как тяжелая. В связи к занятиям оздоровительным бегом могут быть отнесены: - к легкой тренировочной нагрузке: бег, чередующ ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru