Извечную гуманистическую идею превращения ребенка в центр педагогического процесса П.П.Блонский стремился облечь в строго научные формы, позволяющие перейти от прекраснодушия к истинно гуманному воспитанию. Подлинные любовь и уважение к личности, подчеркивал он, состоят в глубоком знании и учете в воспитании "возрастных, персональных и типических" особенностей ребенка. Так, рассуждая о типологии учащихся, П.П.Блонский предлагал вести педагогическую работу согласно схеме сильного и слабого типов физического и умственного развития ребенка. Например, ребенок слабого типа не должен конкурировать с ребенком сильного типа, он нуждается б дополнительных занятиях ("неуспевающих детей надо развивать"). По убеждению П.П.Блонского, успешно воспитывать и обучать можно при условии знания норм и ценностей социального окружения, в частности, норм и ценностей школьного класса. Школьный класс он считал сложной системой, выполняющей интегративные функции через общественное мнение, настроение, доминирующие установки вожаков и членов группы.
Антон Семенович Макаренко (1888-1939). В педагогическую науку А.С.Макаренко пришел как блестящий практик. По окончании городского училища в г. Кременчуге и педагогических курсов в 1905 г. начал работать учителем двухклассного железнодорожного училища в пос. Крюково. В 1914 г., имея уже 10-летний учительский стаж, поступил в Полтавский педагогический институт, который закончил с золотой медалью. В 1917-1919 гг. работал инспектором (заведующим) высшего начального училища в пос. Крюково.
Осенью 1920 г. Полтавский губернский отдел народного образования поручил Антону Семеновичу организовать колонию для несовершеннолетних правонарушителей. В полуразрушенном здании бывшей колонии для малолетних преступников в шести километрах от Полтавы А.С. Макаренко основал детскую трудовую колонию. К февралю 1921 г. в ней насчитывалось 50 воспитанников. Умелыми педагогическими приемами, с большой выдержкой и тактом, проявляя заботу о воспитанниках, терпя вместе с ними лишения и невзгоды, предъявив им строгие конкретные требования, А.С.Макаренко сумел создать образцовое воспитательное учреждение -"Трудовую колонию имени А.М.Горького". С годами мужал и креп детский коллектив, руководимый А.С.Макаренко: совершенствовалась его структура и организация, появились отряды, постоянные и сводные, обретали все большую силу органы самоуправления (общее собрание, совет командиров).
Анализируя кризисные явления в жизни коллектива, А.С.Макаренко делает одно из главных своих педагогических открытий: в жизни коллектива не может быть остановки, он должен развиваться. В 1926 г., когда хозяйство колонии находилось уже в цветущем состоянии, колонисты, число которых дошло до 120, переселились в Куряж, близ Харькова, в колонию, где находились 280 запущенных воспитанников. Воспитатели по ночам закрывались от воспитанников, которые воровали, пьянствовали, сводили счеты в поножовщине. Могло случиться, что 120 воспитанников Макаренко, 40 из которых были к тому же новичками, "растворятся" среди 280 совершенно недисциплинированных куряжан. Но педагогическая система А.С.Макаренко выдержала это испытание. Скоро от куряжской "малины" не осталось и воспоминаний, колония имени А.М.Горького зажила на новом месте, а число колонистов дошло до 500 воспитанников.
Похожие статьи:
Причины возникновения и развития девиантного поведения
у девочек-подростков
Подростковый возраст - это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения сказывается с огромной силой. Поведение девочек в этом возрасте - внешнее проявление сложного процесса становления ее характера. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а ...
Понятие и сущность педагогического мастерства
Чтобы работать успешно, каждый учитель должен владеть педагогическим мастерством, поскольку только мастерство может обеспечить эффективные результаты труда педагога. Насколько высок будет уровень педагогического мастерства преподавателя, настолько высок будет уровень теоретических и практических зн ...
Процедура аттестации образовательного учреждения
Целью проведения аттестационной экспертизы деятельности образовательного учреждения является подтверждение соответствия нормативно-правовых оснований деятельности ОУ стандартизированным требованиям к деятельности юридического лица. 1. Подтвердить соответствие условий осуществления образовательного ...