Образование: статьи и материалы » Развитие педагогической мысли в России и Беларуси » Представители творческой педагогики советского периода и их роль в обогащении теории и практики воспитания

Представители творческой педагогики советского периода и их роль в обогащении теории и практики воспитания

Страница 2

Извечную гуманистическую идею превращения ребенка в центр педагогического процесса П.П.Блонский стремился облечь в строго научные формы, позволяющие перейти от прекраснодушия к истинно гуманному воспитанию. Подлинные любовь и уважение к личности, подчеркивал он, состоят в глубоком знании и учете в воспитании "возрастных, персональных и типических" особенностей ребенка. Так, рассуждая о типологии учащихся, П.П.Блонский предлагал вести педагогическую работу согласно схеме сильного и слабого типов физического и умственного развития ребенка. Например, ребенок слабого типа не должен конкурировать с ребенком сильного типа, он нуждается б дополнительных занятиях ("неуспевающих детей надо развивать"). По убеждению П.П.Блонского, успешно воспитывать и обучать можно при условии знания норм и ценностей социального окружения, в частности, норм и ценностей школьного класса. Школьный класс он считал сложной системой, выполняющей интегративные функции через общественное мнение, настроение, доминирующие установки вожаков и членов группы.

Антон Семенович Макаренко (1888-1939). В педагогическую науку А.С.Макаренко пришел как блестящий практик. По окончании городского училища в г. Кременчуге и педагогических курсов в 1905 г. начал работать учителем двухклассного железнодорожного училища в пос. Крюково. В 1914 г., имея уже 10-летний учительский стаж, поступил в Полтавский педагогический институт, который закончил с золотой медалью. В 1917-1919 гг. работал инспектором (заведующим) высшего начального училища в пос. Крюково.

Осенью 1920 г. Полтавский губернский отдел народного образования поручил Антону Семеновичу организовать колонию для несовершеннолетних правонарушителей. В полуразрушенном здании бывшей колонии для малолетних преступников в шести километрах от Полтавы А.С. Макаренко основал детскую трудовую колонию. К февралю 1921 г. в ней насчитывалось 50 воспитанников. Умелыми педагогическими приемами, с большой выдержкой и тактом, проявляя заботу о воспитанниках, терпя вместе с ними лишения и невзгоды, предъявив им строгие конкретные требования, А.С.Макаренко сумел создать образцовое воспитательное учреждение -"Трудовую колонию имени А.М.Горького". С годами мужал и креп детский коллектив, руководимый А.С.Макаренко: совершенствовалась его структура и организация, появились отряды, постоянные и сводные, обретали все большую силу органы самоуправления (общее собрание, совет командиров).

Анализируя кризисные явления в жизни коллектива, А.С.Макаренко делает одно из главных своих педагогических открытий: в жизни коллектива не может быть остановки, он должен развиваться. В 1926 г., когда хозяйство колонии находилось уже в цветущем состоянии, колонисты, число которых дошло до 120, переселились в Куряж, близ Харькова, в колонию, где находились 280 запущенных воспитанников. Воспитатели по ночам закрывались от воспитанников, которые воровали, пьянствовали, сводили счеты в поножовщине. Могло случиться, что 120 воспитанников Макаренко, 40 из которых были к тому же новичками, "растворятся" среди 280 совершенно недисциплинированных куряжан. Но педагогическая система А.С.Макаренко выдержала это испытание. Скоро от куряжской "малины" не осталось и воспоминаний, колония имени А.М.Горького зажила на новом месте, а число колонистов дошло до 500 воспитанников.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Место наглядности в коммуникативном методе обучения
В настоящее время в процессе обучения иностранному языку коммуникативность играет огромную роль и новые УМК созданы на коммуникативной основе. Коммуникативный метод обучения является моделью процесса коммуникации, цель которой побудить участников общения в процессе обмена информацией к высказыванию ...

Использование экологических понятий и нравственно-экологических представлений при изучении курса “Человек и мир”
Формирование экологических понятий у младших школьников в курсе “Человек и мир” происходит на основе расширения экологических представлений, их конкретизации, иллюстрирования значительным числом ярких, доступных примеров. С самых первых уроков “Человек и мир” человек, природа и общество рассматрива ...

Проблема трудового воспитания младших школьников в педагогической литературе
Воспитание человека в широком педагогическом смысле - это целенаправленный процесс, осуществляемый педагогами, включающей в себя все виды учебных занятий и внеучебной воспитательной работы. Воспитание обусловлено потребностями и непосредственно связано с трудом. Труд есть сознательная, целесообразн ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru