Извечную гуманистическую идею превращения ребенка в центр педагогического процесса П.П.Блонский стремился облечь в строго научные формы, позволяющие перейти от прекраснодушия к истинно гуманному воспитанию. Подлинные любовь и уважение к личности, подчеркивал он, состоят в глубоком знании и учете в воспитании "возрастных, персональных и типических" особенностей ребенка. Так, рассуждая о типологии учащихся, П.П.Блонский предлагал вести педагогическую работу согласно схеме сильного и слабого типов физического и умственного развития ребенка. Например, ребенок слабого типа не должен конкурировать с ребенком сильного типа, он нуждается б дополнительных занятиях ("неуспевающих детей надо развивать"). По убеждению П.П.Блонского, успешно воспитывать и обучать можно при условии знания норм и ценностей социального окружения, в частности, норм и ценностей школьного класса. Школьный класс он считал сложной системой, выполняющей интегративные функции через общественное мнение, настроение, доминирующие установки вожаков и членов группы.
Антон Семенович Макаренко (1888-1939). В педагогическую науку А.С.Макаренко пришел как блестящий практик. По окончании городского училища в г. Кременчуге и педагогических курсов в 1905 г. начал работать учителем двухклассного железнодорожного училища в пос. Крюково. В 1914 г., имея уже 10-летний учительский стаж, поступил в Полтавский педагогический институт, который закончил с золотой медалью. В 1917-1919 гг. работал инспектором (заведующим) высшего начального училища в пос. Крюково.
Осенью 1920 г. Полтавский губернский отдел народного образования поручил Антону Семеновичу организовать колонию для несовершеннолетних правонарушителей. В полуразрушенном здании бывшей колонии для малолетних преступников в шести километрах от Полтавы А.С. Макаренко основал детскую трудовую колонию. К февралю 1921 г. в ней насчитывалось 50 воспитанников. Умелыми педагогическими приемами, с большой выдержкой и тактом, проявляя заботу о воспитанниках, терпя вместе с ними лишения и невзгоды, предъявив им строгие конкретные требования, А.С.Макаренко сумел создать образцовое воспитательное учреждение -"Трудовую колонию имени А.М.Горького". С годами мужал и креп детский коллектив, руководимый А.С.Макаренко: совершенствовалась его структура и организация, появились отряды, постоянные и сводные, обретали все большую силу органы самоуправления (общее собрание, совет командиров).
Анализируя кризисные явления в жизни коллектива, А.С.Макаренко делает одно из главных своих педагогических открытий: в жизни коллектива не может быть остановки, он должен развиваться. В 1926 г., когда хозяйство колонии находилось уже в цветущем состоянии, колонисты, число которых дошло до 120, переселились в Куряж, близ Харькова, в колонию, где находились 280 запущенных воспитанников. Воспитатели по ночам закрывались от воспитанников, которые воровали, пьянствовали, сводили счеты в поножовщине. Могло случиться, что 120 воспитанников Макаренко, 40 из которых были к тому же новичками, "растворятся" среди 280 совершенно недисциплинированных куряжан. Но педагогическая система А.С.Макаренко выдержала это испытание. Скоро от куряжской "малины" не осталось и воспоминаний, колония имени А.М.Горького зажила на новом месте, а число колонистов дошло до 500 воспитанников.
Похожие статьи:
Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае
В основе богатых и своеобразных педагогических традиций Древнего Китая, как и других первых человеческих цивилизаций, лежит опыт семейно-общественного воспитания, уходящий корнями в первобытную эпоху. Жизнь в любой семье протекала под знаком сложившихся веками обычаев и представлений. Так, считалос ...
Особенности школьной дезадаптации на
первом году обучения
Станет ли школа для ребенка вторым домом? Будет ли он ходить в этот дом с радостью? Свяжет ли все значимое для него в настоящем со школой? Останется ли она в будущем для него опорой в самых больших свершениях и открытиях или вызовет боязнь, хроническую тревогу, озабоченность, неудовлетворенность, у ...
Нарушение биологических ритмов
Согласно биоритмологии, науке, которая занимается изучением ритмов активности и пассивности, протекающих в нашем организме, большинство процессов, происходящих в нем, синхронизированы с периодическими солнечно-лунно-земными, а также космическими влияниями. И это неудивительно, ведь любая живая сист ...