Образование: статьи и материалы » Развитие педагогической мысли в России и Беларуси » Первые письменные педагогические источники на Беларуси и дальнейшее развитие педагогической мысли в XIV-XVII вв

Первые письменные педагогические источники на Беларуси и дальнейшее развитие педагогической мысли в XIV-XVII вв

Страница 3

Василь Тяпинский (1540-1603). Просветитель-гуманист, писатель и книгоиздатель, продолжатель просветительских традиций Ф.Скорины и С.Будного. Он смело и широко вводил в язык своих произведений элементы живой разговорной речи белорусского народа. В.Тяпинский считал, что единственным средством избавления родины от общественно-политических и национальных бед является забота о развитии народного образования, воспитании самосознания и национального достоинства. Для этого он взялся за трудное, но благородное дело переводчика и издателя Евангелия на старобелорусском языке, в котором видел мощное средство развития культуры. В.Тяпинский написал предисловие к Евангелию, в котором с волнением и решительностью поднимал вопросы образования, возрождения национальной культуры. Это была уникальная работа в защиту родного языка, культуры, от уровня которой зависел престиж края в глазах представителей других народов. В.Тяпинский горячо отстаивал права белорусского народа обучаться на родном языке. Советовал обращаться к истории и брать там пример со своих предков, а также с деятельности Кириллы и Мефодия, которые плодотворно работали на ниве славянского образования и, благодаря этому, стали гордостью славян. Охраняя национально-культурные интересы родины, В.Тяпинский одним из первых решительно выступил против полонизации родного края.

Лаврентий Зизаний (Тустановский - ок.1560-1634). Педагог-гуманист, церковный деятель, языковед, переводчик, публицист. Работал учителем церковнославянского и греческого языков во Львовской, Брестской и Виленской братских школах. В 1596 г. в Вильно было издано его учебное пособие "Азбука", которое состояло из трех частей: материал, который учил читать и писать; дополнительный лексический материал; церковные полемические тексты и молитвы. Книга могла использоваться и в церковном, и в светском обучении. В этом же году вышла книга Л.Зизания "Лексис" - своеобразная славянская энциклопедия, в которой приводились различные сведения из военной истории, философии, географии, этнографии, биологии, медицины, давалось объяснение некоторых психологических и педагогических терминов.

Большую роль в развитии старобелорусского языка сыграла "Грамматика словепска" (1596) Л.3изания - первый учебник по славянской грамматике. В заглавии учебника помещена миниатюра, где грамматика показана в виде женщины с ключом в руках. Этим ученый хотел сказать, что ключ от всех наук находится в руках грамматики. "Грамматика" укрепила общественную мысль о необходимости изучения "семи свободнъгх искусств", подчеркивала их большую роль в развитии образования. Ее изданием Л.Зизаний обратил на себя внимание многих князей, которые стремились дать хорошее образование своим детям. В 1597-1600 гг. Л.Зизаний был домашним учителем детей кричевского старосты, потом два года работал у князя А.К.Острожского, в 1612 г. был приглашен домашним учителем детей князя Я.Корецкого. В 1619 г. Л.Зизаний переехал в Киево-Печерскую лавру, где сразу занял соответствующее место в ученом обществе, работал учителем в школе, редактировал книги, которые готовились к изданию в типографии.

Милетий Смотрицкий (ок. 578-1633). Общественно-политический и церковный деятель, писатель. Занимался педагогической деятельностью в православных братских школах Вильно, Минска, Киева, где преподавал старославянский, греческий и латинский языки. Был учителем сына князя Б.Соломорецкого Богдана и вместе с ним продолжал образование в разных городах Силезии, Словакии, Германии, слушал лекции в университетах Лейпцига, Нюрнберга, Виттенберга. За рубежом получил степень доктора медицины.

Обобщением научной деятельности и педагогической практики М.Смотрицкого явилась его книга "Грамматики словвнския правилное синтагма" (1619). Это была первая систематизированная работа по описанию законов и форм церковнославянского языка. По аналогии с греческим языком М.Смотрицкий разделил грамматику на орфографию, этимологию и синтаксис. В первой части "Грамматики" рассматривалась система правил написания и произношения слов. Именно М.Смотрицкий ввел 10 знаков препинания, которые сохранились до нашего времени (черта (/), запятая (,), двоеточие (:), точка (.), вопросная (?), удивная (!) и др. Вторая часть книги посвящена анализу 8 частей языка. О высоком уровне грамматической мысли М.Смотрицкого свидетельствует тот факт, что его "Грамматика" переиздавалась в течение почти 150 лет. Все последующие издания грамматик в разных странах были или сокращениями, или незначительными переработками, или прямым копированием "Грамматики" М.Смотрицкого.

Страницы: 1 2 3 


Похожие статьи:

Роль инноваций в развитии школы
После того, как всесторонне проанализирована ситуация в школе, определены, какие результаты работы школы необходимо улучшить, естественно, возникает потребность в обоснованном выборе идей, с помощью которых это можно было бы сделать наилучшим образом. Выбор идей неизбежен потому, что для достижения ...

Дизайн как одно из средств формирования проектной культуры
Проектирование в настоящее время становится определяющей стилевой чертой нашего сознания и бытия во всех сферах жизнедеятельности. Необходимость решения проектных по своей сути задач возникает едва ли не ежечасно. В этих условиях овладение проектной культурой как частью общей культуры является жизн ...

Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн»
Шкалы: эмоциональный интеллект (способность к пониманию своих и чужих эмоций и управление ими) межличностный (понимание эмоций других людей и управление ими), внутриличностный (понимание собственных эмоций и управление ими), способность к пониманию своих и чужих эмоций, способность к управлению сво ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru