Образование: статьи и материалы » Развитие педагогической мысли в России и Беларуси » Первые письменные педагогические источники на Беларуси и дальнейшее развитие педагогической мысли в XIV-XVII вв

Первые письменные педагогические источники на Беларуси и дальнейшее развитие педагогической мысли в XIV-XVII вв

Страница 3

Василь Тяпинский (1540-1603). Просветитель-гуманист, писатель и книгоиздатель, продолжатель просветительских традиций Ф.Скорины и С.Будного. Он смело и широко вводил в язык своих произведений элементы живой разговорной речи белорусского народа. В.Тяпинский считал, что единственным средством избавления родины от общественно-политических и национальных бед является забота о развитии народного образования, воспитании самосознания и национального достоинства. Для этого он взялся за трудное, но благородное дело переводчика и издателя Евангелия на старобелорусском языке, в котором видел мощное средство развития культуры. В.Тяпинский написал предисловие к Евангелию, в котором с волнением и решительностью поднимал вопросы образования, возрождения национальной культуры. Это была уникальная работа в защиту родного языка, культуры, от уровня которой зависел престиж края в глазах представителей других народов. В.Тяпинский горячо отстаивал права белорусского народа обучаться на родном языке. Советовал обращаться к истории и брать там пример со своих предков, а также с деятельности Кириллы и Мефодия, которые плодотворно работали на ниве славянского образования и, благодаря этому, стали гордостью славян. Охраняя национально-культурные интересы родины, В.Тяпинский одним из первых решительно выступил против полонизации родного края.

Лаврентий Зизаний (Тустановский - ок.1560-1634). Педагог-гуманист, церковный деятель, языковед, переводчик, публицист. Работал учителем церковнославянского и греческого языков во Львовской, Брестской и Виленской братских школах. В 1596 г. в Вильно было издано его учебное пособие "Азбука", которое состояло из трех частей: материал, который учил читать и писать; дополнительный лексический материал; церковные полемические тексты и молитвы. Книга могла использоваться и в церковном, и в светском обучении. В этом же году вышла книга Л.Зизания "Лексис" - своеобразная славянская энциклопедия, в которой приводились различные сведения из военной истории, философии, географии, этнографии, биологии, медицины, давалось объяснение некоторых психологических и педагогических терминов.

Большую роль в развитии старобелорусского языка сыграла "Грамматика словепска" (1596) Л.3изания - первый учебник по славянской грамматике. В заглавии учебника помещена миниатюра, где грамматика показана в виде женщины с ключом в руках. Этим ученый хотел сказать, что ключ от всех наук находится в руках грамматики. "Грамматика" укрепила общественную мысль о необходимости изучения "семи свободнъгх искусств", подчеркивала их большую роль в развитии образования. Ее изданием Л.Зизаний обратил на себя внимание многих князей, которые стремились дать хорошее образование своим детям. В 1597-1600 гг. Л.Зизаний был домашним учителем детей кричевского старосты, потом два года работал у князя А.К.Острожского, в 1612 г. был приглашен домашним учителем детей князя Я.Корецкого. В 1619 г. Л.Зизаний переехал в Киево-Печерскую лавру, где сразу занял соответствующее место в ученом обществе, работал учителем в школе, редактировал книги, которые готовились к изданию в типографии.

Милетий Смотрицкий (ок. 578-1633). Общественно-политический и церковный деятель, писатель. Занимался педагогической деятельностью в православных братских школах Вильно, Минска, Киева, где преподавал старославянский, греческий и латинский языки. Был учителем сына князя Б.Соломорецкого Богдана и вместе с ним продолжал образование в разных городах Силезии, Словакии, Германии, слушал лекции в университетах Лейпцига, Нюрнберга, Виттенберга. За рубежом получил степень доктора медицины.

Обобщением научной деятельности и педагогической практики М.Смотрицкого явилась его книга "Грамматики словвнския правилное синтагма" (1619). Это была первая систематизированная работа по описанию законов и форм церковнославянского языка. По аналогии с греческим языком М.Смотрицкий разделил грамматику на орфографию, этимологию и синтаксис. В первой части "Грамматики" рассматривалась система правил написания и произношения слов. Именно М.Смотрицкий ввел 10 знаков препинания, которые сохранились до нашего времени (черта (/), запятая (,), двоеточие (:), точка (.), вопросная (?), удивная (!) и др. Вторая часть книги посвящена анализу 8 частей языка. О высоком уровне грамматической мысли М.Смотрицкого свидетельствует тот факт, что его "Грамматика" переиздавалась в течение почти 150 лет. Все последующие издания грамматик в разных странах были или сокращениями, или незначительными переработками, или прямым копированием "Грамматики" М.Смотрицкого.

Страницы: 1 2 3 


Похожие статьи:

Формирование логического мышления младших школьников на уроках математики по учебно-методическому комплекту "Начальная школа XXI века"
Формирование логического мышления младших школьников - важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы. Мышление ребёнка в той или иной ме ...

Рейтинговые технологии
Рейтинговые технологии, основная задача которых – оценить деятельность ученика на уроке, организовать обучение детей, имеющих разные возможные, создать условия для индивидуального развития ребенка, обеспечить связь с практикой и вузом с целью дальнейшей адаптации и профессиональной ориентации учащи ...

Исследование рейтинга школьных предметов среди старшеклассников
Для решения второй задачи нашего исследования путем анкетирования мы выяснили рейтинг школьных предметов среди учащихся 11 классов. Школьникам было предложено оценить свой интерес к 14 учебным предметам по 5-ти балльной системе. Учащимся были выданы специальные бланки . Опрашиваемые были проинструк ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru