В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Деятельность классного руководителя по формированию культуры поведения актуальна, потому что общество всегда нуждается в коррекции поведения, а прежде чем корректировать поведение его нужно сформировать. Этим как раз и занимается классный руководитель в начальных классах.
Проблема заключается в том, что классный руководитель в начальных классах – это, прежде всего, учитель, осуществляющий учебный процесс. Научить ребят правильно входить в класс, вести себя на уроках и переменах в соответствии с правилами – это сфера деятельности учителя-предметника. А обучение этической и нравственной стороне культуры поведения (правилам поведения в общественном транспорте, на улице, и т.д.) – это приоритетное направление работы классного руководителя, реализуемое на классных часах, в ходе бесед, анализа примеров из повседневной жизни.
На культуру поведения влияет множество факторов. Рассмотрение данной темы позволяет раскрыть широкую картину научного видения воспитательного процесса и высветить школьные традиции организации воспитания детей, устоявшейся в течение многих десятилетий, а заодно развернуть идеальную конструкцию логически стройного и ясного практического воплощения научно – педагогических идей.
Тема исследования: «Формирование культуры поведения у младших школьников как ведущая деятельность классного руководителя».
Цель исследования – изучить результативность влияния педагогической деятельности классного руководителя на формирование культуры поведения у младших школьников.
Объектом является процесс формирования культуры поведения.
Предметом исследования является система педагогического руководства (методы и приёмы деятельности классного руководителя) по формированию культуры поведения у младших школьников.
Гипотеза: разработка и применение системы мероприятий, включающей различные виды работ, будет способствовать формированию и совершенствованию культуры поведения у младших школьников.
Задачи исследования:
изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;
изучить методы и приёмы формирования культуры поведения;
провести педагогический эксперимент, способствующий формированию и совершенствованию культуры поведения у младших школьников;
сделать вывод об эффективности проведённой работы.
Основными методами исследования явились: анализ литературы, реферирование, педагогическое наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент.
Вопросами формирования культуры поведения младших школьников занимались такие учёные, как Н.И. Дереклеева, В.Н. Зотов, А.В. Мудрик, Н.Я. Подласый, А.С. Роботова, М.И. Рожкова, В.П. Сергеева, Т.А. Стефановская, Н.Е. Щуркова, А.И. Шемшурина и др. Их работы и составили методологическую основу исследования.
Все они отмечали, что важная задача классного руководителя – помочь школьникам познать самих себя, предоставить им для этого необходимый жизненный материал, скорректировать складывающиеся у ребят самооценки, сформировать нормы и правила поведения в той или иной жизненной ситуации.
Практическая значимость: данные работы могут быть использованы учителями начальных классов, а также студентами педагогических учебных заведений.
Похожие статьи:
Профессиограмма и ее составляющие
Профессиограмма – это всестороннее описание профессии, дающее представление о том, что и как должно выполняться специалистом, при помощи каких ресурсов, в каких производственных условиях. Профессиограмма включает производственно-техническую, социальную, психологическую и психофизиологическую характ ...
Педагогические условия развития логического мышления у младших школьников
Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер. Мы ...
Классификация игр
Система применения игры в процессе обучения изобразительному искусству будет более понятна, если условно разложить ее содержание на микросистемы - виды, а также выделить их специфику в данном виде деятельности. ОДИ (организационно-деятельная игра) - могут применяться в поисках решения реальных, жиз ...