Образование: статьи и материалы » Трудности усвоения грамматического материала в устной речи и письме » Роль и цели обучения грамматике

Роль и цели обучения грамматике

Страница 1

Грамматика – это объект постоянных споров в методике. Известны разные подходы к решению вопроса о роли и месте грамматики в изучении Иностранных языков.

При грамматико-переводном методе грамматика являлась отправным моментом и целью обучения. «Свободное искусство» - «grammatica» (lat.) – считалось одним из компонентов всякого образования и ставило целью научить владению иностранным языком, сообщать сведения по филологии, в том числе и при чтении текста, осуществлять гимнастику ума. Обучение любому языку проводилось посредством грамматики, как правило, построенной по образцу и подобию латинской. Грамматика изучалась как особый предмет и самоцель.

В настоящее время наметился более объективный подход к оценке значения и мест грамматики в обучении иностранным языкам: теперь она является не целью, а одним из важных средств обучения иностранным языкам. И тем не менее ученикам больше всего не нравится заниматься на уроках иностранного языка именно грамматикой.

Как же грамматике следует обучать в школе? Немецкий лингвист Г. Хельбиг называет три вида грамматики А, В, С.

Пример 1. Die Deutsche grammftik kommt mir komplizierter vor, als die Еnglische. – Немецкая грамматика кажется мне сложнее, чем английская. – Это пример грамматики А. Здесь имеется ввиду система правил языка, существующая в языковой практике её носителей независимо от её описания в лингвистике.

Пример 2. Ich habe mir die neue Duden – Grammatik gekauft. – Я купил себе новую грамматику Дудена. – Это грамматика В, в корой дается лингвистическое описание системы правил того или иного языка. При этом имеются в виду модели построения языка, многие из которых представлены в школьных учебниках. Г. Хельбинг подразделяет эту грамматику на В1 – лингвистическую, и грамматику В2 – дидактическую.

Пример 3. Seine Intonation ist gut, aber seine Grammatik ist fehlerhaft. – У него хорошая интонация, но он делает много грамматических ошибок. – Это грамматика С, - «Grammatik im Kopf» - Грамматика в голове. Представим сказанное схематически.

В1. В научных целях (лингвистическая грамматика)

В2. В целях обучения (дидактическая Грамматика)

Как видим, в школе должна изучаться грамматика В2 (дидактическая), которая, благодаря используемым методам и приемам обучения, может и должна стать грамматикой С. А. А. Леонтьев называет эту грамматику активной, описывающей функционирование языковых средств в речи, сгруппированных по смыслу. Речь идёт об универсальных содержательных категориях, типовых значениях, которые заложены в сознании каждого говорящего независимо от того, носителем какого языка он является. У человека, говорящего о каком-либо явлении, факте, действительности, возникает потребность спросить о причине, месте, условиях или целях действия и т.д. Для выражения этих значений в каждом языке имеется определённый набор языковых средств и правил. Объективно существует такое положение, что человек всегда говорит по правилам, т.е. в соответствии с определёнными закономерностями языка, которые объективируются в правилах. Говорящие не всегда осознают эти правила: грамотные и безграмотные одинаково говорят по правилам, хотя с разной степенью грамотности. Можно ли точно передать мысль при помощи набора лексических единиц? Нет, нельзя! Лексические единицы лишь называют предмет или явления. Отношения же между ними отражаются в грамматических значениях (Л. В. Щерба: «Лексика – дура, грамматика – молодец»). Грамматика организует лексику. Грамматически выражаются отношения между S и P, определяемым и определяющим действием и объектом, временные, пространственные, причинные связи явлений, отношения говорящего к высказываемой мысли и к собеседнику. При помощи грамматических структур становится возможным передать тончайшие нюансы мысли.

Как видим, грамматика выполняет функцию строительного материала речи (устной и письменной). Она пронизывает весь язык. Этот скелет, на котором держатся все слова, речевые высказывания, тексты. Грамматика – это кровеносная система, которая питает живой язык; фундамент, на котором возводится здание под названием «Иностранный язык». Грамматику можно сравнивать со знаками дорожного движения, с географической картой, с планом застройки города. Грамматика помогает нам общаться на языке, жить в этом языке, творить.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Технология модульного обучения
Сердцевина модульного обучения - учебный модуль, включающий: законченный блок информации; целевую программу действий ученика; рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации. Принципиальные отличия модульного обучения от других систем обучения состоят в следующем: 1. Содержание обучения пре ...

Опыт практического использования фольклора в системе образования на Вологодчине
Жизнь человека на различных исторических этапах развития общества неизменно меняется: создаются новые технологии, строятся города, изучаются возможности человеческого разума. Мир находится в постоянном движении. Когда дело касается возрождения народных традиций, то является необходимостью, чтобы че ...

Отношение В. В. Розанова к системе образования конца XIX - начала XX вв
В. В. Розанов выясняет, почему современное образование не давая ни совершенной тени, ни совершенного света, порождает томительные сумерки. Причины этого педагог и философ В. В. Розанов видит в том, что церковь, семья, другие, столь же живые и конкретные, устранены от воспитания, им занимается в осн ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru