Образование: статьи и материалы » Формирование культуры поведения у младших школьников как ведущая деятельность классного руководителя » Изучение деятельности классного руководителя

Изучение деятельности классного руководителя

Страница 1

Деятельность классного руководителя многоаспектна и разнообразна и направлена на работу и с детским коллективом, и с родителями. Важной в этой деятельности является индивидуальная работа с каждым учеником.

Существует 4 типа задач, которые решаются классными руководителями в процессе взаимодействия с учащимися и их родителями (см. рис. 1).

Організаційна діаграма

Рис. 1. Задачи классного руководителя

Первый тип – социальные задачи: защита ребёнка, помощь ему по всем направлениям, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьёй и различными институтами воспитания в целях создания оптимальных условий для развития личности и формирования индивидуальности.

Второй тип можно обозначить как задачи диагностические. Чтобы правильно организовать систему воспитательной работы, классный руководитель должен знать своих учеников, их личностные качества и индивидуальные характеристики. Задача педагога при этом – определить ту меру знаний о ребёнке, которую не стоит превышать в соответствии с этическими нормами диагностики.

Третий тип может быть назван воспитательными задачами, связанными с ориентацией ребёнка на категории добра и зла, постановкой его в ситуацию нравственного выбора, конкретизацией нравственных критериев в реальных жизненных обстоятельствах.

Четвёртый тип – задачи процессуального характера. К ним можно отнести выбор эффективных педагогических средств, планирование своей работы, контроль и коррекцию деятельности, педагогику рефлексии .

Задачи процессуального характера многообразны (см. рис. 2).

Рис. 2. Основные задачи процессуального характера классного руководителя

Задачи процессуального характера классного руководителя предусматривают:

- формирование отношений учащихся со своими сверстниками в классе (классный руководитель организует познавательную, трудовую, эстетическую разнообразную деятельность школьников, а также их свободное общение, являющееся частью досуга);

- сплочение коллектива – организацию самоуправления (выступает не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед классом целей);

- управление и организация деятельности (к ней относятся следующие функции: диагностическая, целеполагание, планирования, контроля и коррекции);

- контроль и коррекция поведения учащихся (обеспечение постоянного совершенствования воспитательного процесса. На основе анализа результатов контроля осуществляется коррекция работы классного руководителя как с классом в целом, так и с конкретной группой учащихся или отдельным учеником);

- целеполагание и планирование (совместная с учащимися и выработка целей воспитательной деятельности. Доля участия классного руководителя в этом зависит от возраста школьников и уровня сформированности классного коллектива);

- совместную деятельность классного руководителя с педагогическим коллективом;

- взаимодействие с семьёй ученика;

- ведение документации;

- создание благоприятных психических климатов в классе;

-создание творческой атмосферы, способствующей развитию личности.

Деятельность классного руководителя представлена разными типами задач, но определяющими для начальной школы являются воспитательные задачи, поскольку классный руководитель должен формировать у учащихся навыки правильного поведения, всесторонне развивать личность младшего школьника.

Содержание деятельности классного руководителя определяется его функциями как руководителя педагогического процесса в определённой группе учащихся.

В соответствии с концепцией академика Р.Х. Шакурова в управлении целесообразно выделить три уровня функций. К первому относятся педагогические и социально-гуманитарные функции, отнесённые к группе целевых. Эти функции направлены на создание условий для социального развития учащихся, ориентированы на помощь ребенку, как в решении его актуальных личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни. Среди них необходимо выделить три, определяющие основное содержание деятельности классного руководителя:

воспитание учащихся;

социальная защита ребёнка от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды;

создание условий для развития личности школьников .

Перед классным руководителем стоит задача – интегрировать усилия всех педагогов, направленные на реализацию этих функций.

Для достижения данной цели необходимо решение ряда задач, связанных с формированием отношений учащихся со своими сверстниками в классе, т.е. с реализацией социально-психологических функций (см. рис. 3).

Рис. 3. Социально-психологические функции классного руководителя

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Выявление уровня воспитанности трудовых навыков и умений у младших школьников
Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей школьника, важнейшим средством поликультурного воспитания. Базой нашего исследования является 2 «А» класс МСОШ №11 г. Саранска. Школа расположена по адресу: 430024, г. Саранск, б. Эрьзи, 28а ...

Воспитание субкультуры у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Основной задачей эстетического воспитания в коррекционно-воспитательном процессе является оказание оптимальной помощи воспитаннику с особыми образовательными потребностями в достижении эмоционально-личностного общения посредством познания природы и отражающих его искусств. Она выражается в нахожден ...

Дистанционное обучение
Дистанционное образование (ДО) представляет собой высокотехнологичный продукт научно-технической революции, широко использующий идею маркетингового подхода к обслуживанию студентов, чем и объясняется его активное распространение во всем мире. И сегодня дистанционное обучение органично впитывает в с ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru