Образование: статьи и материалы » Формирование культуры поведения у младших школьников как ведущая деятельность классного руководителя » Изучение деятельности классного руководителя

Изучение деятельности классного руководителя

Страница 1

Деятельность классного руководителя многоаспектна и разнообразна и направлена на работу и с детским коллективом, и с родителями. Важной в этой деятельности является индивидуальная работа с каждым учеником.

Существует 4 типа задач, которые решаются классными руководителями в процессе взаимодействия с учащимися и их родителями (см. рис. 1).

Організаційна діаграма

Рис. 1. Задачи классного руководителя

Первый тип – социальные задачи: защита ребёнка, помощь ему по всем направлениям, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьёй и различными институтами воспитания в целях создания оптимальных условий для развития личности и формирования индивидуальности.

Второй тип можно обозначить как задачи диагностические. Чтобы правильно организовать систему воспитательной работы, классный руководитель должен знать своих учеников, их личностные качества и индивидуальные характеристики. Задача педагога при этом – определить ту меру знаний о ребёнке, которую не стоит превышать в соответствии с этическими нормами диагностики.

Третий тип может быть назван воспитательными задачами, связанными с ориентацией ребёнка на категории добра и зла, постановкой его в ситуацию нравственного выбора, конкретизацией нравственных критериев в реальных жизненных обстоятельствах.

Четвёртый тип – задачи процессуального характера. К ним можно отнести выбор эффективных педагогических средств, планирование своей работы, контроль и коррекцию деятельности, педагогику рефлексии .

Задачи процессуального характера многообразны (см. рис. 2).

Рис. 2. Основные задачи процессуального характера классного руководителя

Задачи процессуального характера классного руководителя предусматривают:

- формирование отношений учащихся со своими сверстниками в классе (классный руководитель организует познавательную, трудовую, эстетическую разнообразную деятельность школьников, а также их свободное общение, являющееся частью досуга);

- сплочение коллектива – организацию самоуправления (выступает не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед классом целей);

- управление и организация деятельности (к ней относятся следующие функции: диагностическая, целеполагание, планирования, контроля и коррекции);

- контроль и коррекция поведения учащихся (обеспечение постоянного совершенствования воспитательного процесса. На основе анализа результатов контроля осуществляется коррекция работы классного руководителя как с классом в целом, так и с конкретной группой учащихся или отдельным учеником);

- целеполагание и планирование (совместная с учащимися и выработка целей воспитательной деятельности. Доля участия классного руководителя в этом зависит от возраста школьников и уровня сформированности классного коллектива);

- совместную деятельность классного руководителя с педагогическим коллективом;

- взаимодействие с семьёй ученика;

- ведение документации;

- создание благоприятных психических климатов в классе;

-создание творческой атмосферы, способствующей развитию личности.

Деятельность классного руководителя представлена разными типами задач, но определяющими для начальной школы являются воспитательные задачи, поскольку классный руководитель должен формировать у учащихся навыки правильного поведения, всесторонне развивать личность младшего школьника.

Содержание деятельности классного руководителя определяется его функциями как руководителя педагогического процесса в определённой группе учащихся.

В соответствии с концепцией академика Р.Х. Шакурова в управлении целесообразно выделить три уровня функций. К первому относятся педагогические и социально-гуманитарные функции, отнесённые к группе целевых. Эти функции направлены на создание условий для социального развития учащихся, ориентированы на помощь ребенку, как в решении его актуальных личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни. Среди них необходимо выделить три, определяющие основное содержание деятельности классного руководителя:

воспитание учащихся;

социальная защита ребёнка от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды;

создание условий для развития личности школьников .

Перед классным руководителем стоит задача – интегрировать усилия всех педагогов, направленные на реализацию этих функций.

Для достижения данной цели необходимо решение ряда задач, связанных с формированием отношений учащихся со своими сверстниками в классе, т.е. с реализацией социально-психологических функций (см. рис. 3).

Рис. 3. Социально-психологические функции классного руководителя

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Требования к подбору игрушек
Выбрать игрушку в настоящее время чрезвычайно трудно: наряду с традиционными (куклы, мишки, мячики) появляются новые (динозавры, пауки, покемоны и пр.), невиданные даже самыми молодыми родителями. Как сориентироваться в этом мире продукции? Как оценить их игровой и развивающий потенциал? Как выбрат ...

Проблемы дидактического и методического характера
Проблемы этой главы вызваны к жизни поиском ответов на такие актуальные вопросы: «Чему учить?» и «Как учить?». Первая проблема связана с доминирующим в теории и практике «пространственным» подходом к исполнению учебной деятельности, оставляющим без должного внимания ее реализацию в едином пространс ...

Понятие и сущность педагогического мастерства
Чтобы работать успешно, каждый учитель должен владеть педагогическим мастерством, поскольку только мастерство может обеспечить эффективные результаты труда педагога. Насколько высок будет уровень педагогического мастерства преподавателя, настолько высок будет уровень теоретических и практических зн ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru