Образование: статьи и материалы » Музыкальное воспитание как составная часть учебно-воспитательного процесса

Музыкальное воспитание как составная часть учебно-воспитательного процесса

Музыкальное воспитание как составная часть учебно-воспитательного процесса в школе направлена на обогащение внутреннего мира ребенка, его взглядов, представлений, эстетических вкусов и чувств. Использование новых образовательных технологий, межпредметное взаимодействие, импровизационность и эмоциональность, приобщение школьников к многонациональной культуре характерны для их уроков и внеклассных музыкальных мероприятий. Педагоги умело внедряют в практическую работу знания, полученные на курсах, вырабатывают у школьников навыки раскрытия жизненного содержания искусства музыки и щедро делятся своим опытом с коллегами.

Вместе с тем отдельные учителя музыки при выборе форм, методов и приемов работы не руководствуются особенностями музыкально-художественного материала, не учитывают возможности учащихся, полученные ими знания и умения, их жизненный опыт. На их уроках слабо внедряются новые технологии музыкального воспитания, оценивание учебных достижений проводится формально с учетом только практической деятельности школьников, поверхностно осуществляется воспитательная направленность уроков.

Преподавателям музыки необходимо преодолеть разрыв между обучением и воспитанием, целенаправленно формировать у детей культурно-историческую память народа, чувство своего Отечества. На решение этих задач нацеливает Концепция приоритетных направлений воспитательной работы в учебных заведениях Украины, одобренная Министерством образования и науки Украины.

В процессе музыкально-эстетической деятельности детей учителям музыки рекомендуется обратить внимание на реализацию следующих приоритетных направлений:

- воспитание чувств патриотизма, любви к Отечеству, родному краю, гордости за богатейшее культурно-историческое наследие;

- воспитание толерантности, уважения к людям всех национальностей и конфессий, культуре и быту народов, проживающих на территории Украины;

- формирование личности, устойчивой в окружающем мире, бережное отношение к окружающей природе, собственному здоровью, объективная оценка своих возможностей и рациональное их использование.

Этому будет способствовать внедрение в учебный процесс по музыке метода художественно - педагогической драматургии (определение в теме учебной программы художественного названия урока, его жанра и эпиграфа, в котором заключена нравственная проблема, проходящая через весь урок и раскрываемая средствами искусства).

Для повышения эффективности учебного процесса по музыке рекомендуется использовать следующие методические подходы:

- приобщение учащихся к пониманию содержания и сути искусства музыки посредством личностно-эмоционального восприятия;

- усвоение музыкальной речи и формирование практических навыков в художественно-образном ключе;

- эмоциональное удовлетворение и радость учащихся в результате их заинтересованности творческой музыкальной деятельностью.

Оценивание учебных достижений учащихся по музыке осуществляется с учетом следующих критериев:

- интерпретационно-аксеологический (умение интерпретировать образное содержание музыкальных произведений, аргументированно высказывать личностное отношение к ним);

- гносеологический (использование основных музыкальных понятий и терминологии);

- праксеологический (активная практическая музыкальная деятельность учащихся).

Особое внимание следует уделить работе с музыкально одаренными детьми.

Учитель должен ориентироваться на развитие индивидуальных возможностей, музыкальных способностей и интересов школьников. Большую роль в этом процессе будут играть внеурочные музыкальные занятия с учащимися.

Преподавателям музыки рекомендуется проводить своевременную, систематическую, последовательную работу по вовлечению детей в массовые художественно-эстетические мероприятия.

В учебно-воспитательном процессе по музыке рекомендуется учесть следующие знаменательные даты:

28.09.

75 лет со дня рождения украинского поэта-песенника Дмитрия Васильевича Павлычко (1929).

01.10.

Международный день музыки.

09.11.

75 лет со дня рождения русского советского композитора Александры Николаевны Пахмутовой (1929).

17.12.

100 лет со дня рождения русского советского композитора, педагога, общественного деятеля Дмитрия Борисовича Кабалевского (1904-1987).

22.12.

110 лет со дня рождения украинского композитора Бориса Михайловича Лятошинского (1894-1968).

24.12.

125 лет со дня рождения украинского композитора, фольклориста Станислава Филипповича Людкевича (1879-1979).

18.01.

105 лет со дня рождения русского советского композитора Исаака Осиповича Дунаевского (1900-1955).

22.02.

195 лет со дня рождения польского композитора Фридерика Шопена (1810-1849).

02.03.

105 лет со дня рождения украинского и русского советского певца Ивана Семеновича Козловского (1900-1993).

21.03.

320 лет со дня рождения немецкого композитора и органиста Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750).

31.05.

105 лет со дня рождения русского композитора Михаила Леонидовича Старокадомского (1900-1954).

Предмет "Музыка" будет изучаться по программам и учебным пособиям, рекомендованным Министерством образования и науки Украины Издан методический комплекс "Музыка, 1 кл." (программа, учебник, методические рекомендации к нему, хрестоматия) для школ с украинским языком обучения, авт. Л. П. Измайлова, С. И. Науменко. - Симферополь: Крымучпедгиз, 2007.

Методистам городских (районных) методических кабинетов, руководителям городских (районных) методических объединений, учителям музыки необходимо обратить внимание на решение следующих проблем:

- реализация программных требований по предмету "Музыка";

- личностно ориентированный подход к учащимся в процессе музыкального обучения и воспитания;

- интерактивные технологии обучения музыке;

- метод художественно-педагогической драматургии в структуре современного урока;

- использование многообразных форм внеурочной деятельности учащихся в развитии их музыкального творчества;

- организация и проведение конкурсных художественно-творческих программ;

- аттестация учителя музыки как путь повышения эффективности учебно-воспитательного процесса;


Похожие статьи:

Речь и мышление в методике преподавания русского языка
Современная школа уделяет много вниманию развития мышления в процессе обучения детей с ОНР. Возникают вопросы: какое место в решении этой задачи принадлежит речи и речевым упражнениям? Можно ли отождествлять речевое развитие с развитием мышления? Мышление не может успешно развиваться без языкового ...

Формирование произносительной стороны речи в норме
У большинства детей звукопроизношение к 4-5 годам достигает языковой нормы. Однако все дети разные, и некоторые, в силу разных причин, продолжают неправильно произносить звуки. Для определения и различения звуков речи опорными являются не только артикуляционные, но и акустические признаки. Без опор ...

Методика "Оценка коммуникативных и организаторских склонностей"
Для оценки потенциальных возможностей личности, ее способностей на этапах первичной профконсультации тщательно анализируются данные анкеты оптанта, разделы, касающиеся успешности обучения, опыта и успехов во внеучебной и внешкольной деятельности, а также используется анкета для оценки коммуникативн ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru