В процессе учебной деятельности учащегося, большую роль играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей учащихся.
Внимание – это форма организации познавательной деятельности во многом зависит от степени сформированости такого познавательного процесса как внимание.
В учебный материал должны включаться содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.
Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности как взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе. Психологические исследования показали, что одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение.
Интеллект человека, в первую очередь, определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления.
Регулярное использование на занятиях активных методов обучения, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет кругозор учащихся, способствует их развитию, повышает качество их подготовленности, позволяет им более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности.
Мастерство преподавателя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.
Значительно повышает возможности педагогов по развитию познавательной активности творческое сотрудничество преподавателя с обучаемыми на занятии:
а). Осуществление творческого сотрудничества в процессе преподавания экономических дисциплин достигается созданием в каждом занятии атмосферы творчества, поддержкой, помощью обучаемым в преодолении познавательных трудностей, совместным исследованием изучаемых вопросов.
б). Широкие возможности создания творческой атмосферы на занятиях по экономическим дисциплинам представляют сочетание фундаментальности и профессиональной направленности обучения в высшей школе.
в). Способствуют осуществлению творческого сотрудничества на занятиях совместное исследование учебных вопросов и проблем преподавателем и обучаемыми.
г). Создание на занятиях атмосферы творчества достигается в том случае, если преподавателю удается привлечь обучаемых к открытию новых для них знаний, когда большую или меньшую часть пути к новым знаниям обучаемый проходит сам.
д). Творческое обучение возможно тогда, когда определено, что именно нового для обучаемых будет дано в материалах занятия, и когда удается избрать путь к этому знанию, позволяющий обучаемым самим сделать открытие.
е). Осуществление творческого сотрудничества на занятиях достигается поддержкой обучаемых в преодолении познавательных трудностей, воодушевлением их, помощью в проявлении познавательной активности.
Похожие статьи:
Необходимость инновационного подхода
в преподавании физической культуры в старших классах
Для современного социума характерно понимание общественной и личной ценности физической культуры важной составляющей общей культуры человечества. Характерной чертой современной концепции физического воспитания является усиление его образовательной и воспитательной направленности как определяющего у ...
Профессиограмма «коммерсант»
Содержание деятельности: профессиональная деятельность коммерсанта осуществляется в сфере товарного обращения и направлена на обеспечение функционирования предприятий всех организационно-правовых форм в целях рациональной организации коммерческой деятельности с учетом отраслевой, региональной и ном ...
Оценка технико-тактической подготовленности юных самбистов
Одним из наиболее существенных резервов дальнейшего повышения эффективности современной методики тренировки, безусловно, является улучшение качества управления тренировочным процессом. Из всего многообразия проблем управления существенно важной является проблема оценки состояния спортсмена. Индивид ...