Образование: статьи и материалы » Трудности усвоения грамматического материала в устной речи и письме » Роль и цели обучения грамматике

Роль и цели обучения грамматике

Страница 2

Значение изучения грамматики иностранных языков заключается ещё и в том, что оно помогает нам лучше осознать грамматический строй родного языка, развивает логическое мышление, наблюдательность, способность к анализу и обобщению, т.е. в процессе её изучения реализуются развивающие образовательные и воспитательные цели обучения.

В средней школе изучение грамматики не является самоцелью. Обучение грамматике того или иного языка имеет целью научить учащегося правильно говорить и понимать читаемый текст. Это значит, что задачей является не овладение грамматической системой иностранного языка, всеми его формами и конструкциями, а развитие умений и навыков грамматически правильной речи (в рамках школьной программы).

Кроме большого практического значения, обучение грамматики имеет также и образовательное значение. Учащийся улавливает разницу между средствами выражения в родном и в изучаемом языках, что расширяет его лингвистический кругозор. Кроме того, давно замечено, что грамматика развивает логическое мышление, а главное – вырабатывает навыки правильной речи на основе самонаблюдения и самоконтроля.

В школе учащимся даётся грамматический материал в минимальном объёме (грамматический минимум), необходимом для развития умений и навыков речевой деятельности, что и отражено в программе. Особое внимание обращается на умение выбора и употребления материала в устной и письменной речи. Отобранный грамматический материал должен быть достаточным, чтобы обеспечить практическую цель изучения иностранного языка в школе, предусмотренную программой.

Как известно, программа требует создания умений выражать свои мысли и понимать мысли других в устной и письменной форме, но в определённых пределах. В методической литературе была высказана справедливая мысль о том, что в средней школе должны быть заложены основы владения языком, которые дадут возможность дальнейшего «доучивания» после окончания школы, в зависимости от выбора профессии. Завышенный минимум грамматического материала привёл бы к отрицательным результатам, учитывая ограниченное число часов, отведённых на иностранный язык. Возникает вопрос о рациональном отборе этого материала. Принципы отбора грамматического минимума для средней школы разрабатывались советскими учёными. В результате были выработаны следующие категории отбора:

а) частая встречаемость грамматического явления в устной речи и в школьных текстах;

б) возможность формы и конструкции служить образцом для других форм и конструкций;

в) возможность форм и конструкций сочетаться с другими формами и конструкциями;

г) наконец, в грамматический минимум войдут явления типичные для данного языка.

В содержание обучения грамматическому материалу входит следующее:

1. Усвоение грамматических форм, частей речи, их семантики и функций (в рамках школьной программы).

2. Знание правил употребления этих форм в зависимости от ситуации общения и контекста.

3. Развитие умений и навыков в употреблении грамматического материала программы в устных и письменных высказываниях, в частности развитие следующих навыков:

а) выбор структуры типового предложения, адекватной замыслу говорящего и соотносящейся с ситуацией;

б) оформление говорящим отобранных слов для заполнения типового предложения соответственно нормам изучаемого языка;

в) выбор служебных форм и правильное сочетание их со знаменательными словами.

Обучение грамматике в средней школе основано на следующих положениях:

1. Соблюдение связи теории и практики.

2. Рассмотрение грамматического материала программы как ориентировочной основы для речевой деятельности.

3. Разный подход к обучению грамматическому материалу, предназначенному для устной речи и чтению.

4. Коммуникативная направленность упражнений.

Страницы: 1 2 


Похожие статьи:

Пути развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки
По словам Л.С. Выготского, эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка. Собственно-эмоциональное развитие – это ряд взаимосвязанных направлений, каждое из ...

Единство образовательных и воспитательных задач в процесс преподавания информатики и смежных дисциплин
Образование без воспитания не формирует человека. И.А. Ильин Каждую школу строят дважды. Сначала строители, но сразу за ними эстафету подхватывает педагогический коллектив школы и начинает созидать отношение, содержание жизни и многое другое, что можно было бы назвать педагогической архитектурой шк ...

Социальная педагогическая практика – взаимодействия общественного и семейного воспитания в МДОУЦРР детский сад №57 г. Белгорода
Практическая часть исследования проводилась в МДОУ № 57 г. Белгорода. Систематическая и эффективная работа с семьей здесь проводилась уже много лет, одной из форм взаимодействия является родительская газета. На первом этапе исследования мы выяснили, какое место занимает газета в ряду других форм вз ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru