Образование: статьи и материалы » Трудности усвоения грамматического материала в устной речи и письме » Отбор и организация грамматического материала

Отбор и организация грамматического материала

Страница 4

Под грамматическим навыком мы понимаем способность производить автоматизированное речевое действие, обеспечивающее правильное морфолого-синтаксическое оформление речевой единицы.

Все грамматические навыки вместе составляют грамматическую сторону речи. Каждый грамматический навык в отдельности можно рассматривать как действие в системе всей речевой деятельности. Но действие это не односоставно, оно синтезировано из относительно самостоятельных операций.

Эти операции следующие:

1) выбор модели (структурный каркас речевой единицы, обобщённые характеристики ряда однотипных речевых единиц, которые хранятся в памяти человека и служат основой для порождения подобных речевых единиц), адекватной речевому замыслу говорящего в данной ситуации;

2) оформление речевых единиц, которыми заполняется избранная модель в соответствии:

а) с нормами данного языка,

б) с определённым временным параметром;

3) оценка адекватности выбора модели и правильности оформления речевой единицы.

Если нас о чём-то просят, и мы хотим ответить отказом, то это может быть выражено различным образом:

- Мне не хотелось бы этого делать.

- Я не буду этого делать!

- Попроси кого-нибудь другого. И т.п.

Если необходимо выразить сомнение, мы выбираем одну из следующих или подобных фраз:

- Очень сомневаюсь в этом.

- Вряд ли (он это сделал).

- Не думаю (что он это сделал).

Любой из стимулов, побуждающих нас какой-то отнестись к высказыванию собеседника, может быть выражен некоторым множеством фраз, построенных по разным моделям. Мы когда-либо сами реагировали подобными фразами, либо слышали, и поэтому любая из них отмечена в нашем сознании той речевой задачей, которую она выполняла (может выполнять). И для выражения каждой речевой задачи у нас накопилось некоторое количество моделей (гнездо моделей). Когда же в процессе общения перед нами встаёт та или иная задача, мы выбираем (разумеется, подсознательно) из соответствующего гнезда подходящую для данной ситуации модель. Например, отказывая человеку, которого уважаем, мы ответим: « Мне не хотелось бы этого делать», а не «Вот ещё! Делай сам».

Если модель выбирается в речи именно так, т.е. по той функции, которую она может выполнить, то из этого следует важнейший для обучения вывод: формировать грамматический навык нужно в речевых условиях, по крайней мере в таких, когда имеется речевая задача, когда грамматическая форма усваивается с её функцией.

Любому учителю известны факты, когда ученик, рассказывая о проведённом дне, говорит: «Я еду в лес», не замечая, что форма настоящего времени в данном случае не соответствует речевой задаче – рассказать о прошлом.

Это происходит потому, что у учащегося не выработан «механизм ситуативного слежения» за оформлением высказывания, т.е. оценка адекватности выбора модели. Не выработан опять-таки потому, что ученика учили сначала грамматической форме вне речи («Образуй», «Поставь» и т.п.), а затем употреблению её. В результате навык не приобрёл того качества, которое обеспечивает его способность к переносу, т.е. к включению в новой ситуации.

Какими же качествами должен обладать грамматический навык?

Прежде всего это автоматизированность. Навык называется автоматизированным компонентом какой-либо деятельности. Причём если деятельность выполняется сознательно, то навык (как действие) – подсознательно. В момент совершения действия внимание говорящего направленно на само действие, а не на способ его совершения. Если действие автоматизировано, то человек не думает о том, как его выполнить, не думает о правиле, о предписании – действие совершается автоматически.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Особенности педагогической профессии
У каждой профессии есть особенности, у педагогической — тоже. Рассмотрим их. 1. Деятельность педагога имеет преемственно-перспективный характер. Это означает, что педагог, опираясь на опыт прошлого, проектирует развитие личности на перспективу, на будущее. Педагог всегда заглядывает вперед: к чему, ...

Социальная педагогическая практика – взаимодействия общественного и семейного воспитания в МДОУЦРР детский сад №57 г. Белгорода
Практическая часть исследования проводилась в МДОУ № 57 г. Белгорода. Систематическая и эффективная работа с семьей здесь проводилась уже много лет, одной из форм взаимодействия является родительская газета. На первом этапе исследования мы выяснили, какое место занимает газета в ряду других форм вз ...

Характеристика эвристических методов
Для выбора основания классификации методов эвристического обучения Хуторской А.В. обратился к основным видам эвристической образовательной деятельности, классифицировав их согласно этим видам – на оргдеятельностные, когнитивные и креативные. Когнитивные методы: - метод вживания, (с помощью чувствен ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru