Образование: статьи и материалы » Трудности усвоения грамматического материала в устной речи и письме » Отбор и организация грамматического материала

Отбор и организация грамматического материала

Страница 3

Ярким примером организации аналитико-познавательной деятельности при изучении иноязычной грамматики на когнитивной основе является так называемая SOS-модель Г. Функа, в которой первая S обозначает глагол sammeln (собирать). О - ordnen (организовать, упорядочить), S – systematisieren (систематизировать). С учётом функциональной, коммуникативной направленности обучение иностранным языкам учащимся предлагается сначала прочитать текст и выполнить коммуникативное задание, связанное с пониманием содержания текста. Затем последовательное выполнение заданий на нахождение, понимание и формулировку выводов относительно конкретной грамматической формы, иллюстрированной текстом. Покажем методику работы по SOS-модели на следующем тексте-диалоге:

A – Was hast du im Sommer gemacht?

B – Ich habe meine Grosseltern besucht.

A – Dann hast du bestimmt im Garten viel gearbeitet?

B – Das schon. Aber ich habe auch viel gebadet und viele Spaziergänge gemacht.

1 шаг. После выполнения коммуникативного задания (где провёл каникулы один из друзей?) учащиеся получают задание подчеркнуть в диалоге грамматические формы глагола в прошедшем времени.

2 шаг. Учащиеся выписывают грамматические формы:

Was hast du im Sommer gemacht?

Ich habe meine Grosseltern besucht.

Ich habe auch viel gebadet.

3 шаг. Учащиеся сравнивают и анализируют грамматические формы, маркируя признаки глаголов в прошедшем времени:

Was hast

du im Sommer gemacht?

Ich habe

meine Grosseltern besucht.

На основе выделенных признаков учащиеся могут уже самостоятельно сделать вывод и сформулировать правило относительно образования Perfekt правильных/слабых глаголов:

Перфект слабых глаголов образуется по схеме

Haben (Präsens) + Partizip II основного глагола

(ge + корень + t)

Неотделяемые глаголы в Partizip II «ge» не принимают

Учитель может дать учащимся мнемотехническое правило:

Schwache Verben tun nicht weh – vorne ge

am Ende t

Untrennbare Verben – kein Problem:

Das Verb muss da ohne ge

steh’n.

В процессе деятельности с грамматическим материалом у учащихся постепенно накапливаются языковые знания и начинают формироваться грамматические навыки.

Как известно, речевое умение основано на трёх типах навыков – грамматических, лексических, произносительных. Все они в речевом умении слиты воедино, взаимообусловлены и взаимозависимы. Особенно тесно связаны лексические и грамматические навыки. Использование правильной грамматической формы в речи с достаточной скоростью зависит от того, насколько хорошо сформированы лексические навыки, т.е. несколько быстро и правильно говорящий подбирает нужные слова, сочетает их друг с другом и использует в речи. Именно поэтому одно из важнейших правил формирования грамматических навыков гласит – автоматизировать грамматическую форму только на основе хорошо усвоенных лексических единиц.

Все навыки – и лексические, и грамматические, и произносительные – составляют ту базу, без которой немыслимо речевое умение. Одинаково мешают нормальному порождению речи и задержки в припоминании нужных слов, и исковерканное произношение, и изуродованная структура фразы. Пока ученик думает о том, как сконструировать фразу, и пытается это сделать, он часто забывает о том, что хотел сказать. Отсюда следует, что все навыки – и лексические, и грамматические, и произносительные (а их сотни!) – должны быть сформированы должным образом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Виды методов активного обучения
При активном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Центральное место в его деятельности занимает не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга. Активные методы обучения позволяю ...

Экспериментальное исследование воздействия телевидения на младших школьников
Для накопления эмпирического опыта по данной проблеме были использованы следующие методы: наблюдение за детьми в естественных условиях, интервьюирование, опрос родителей, анкетирование детей. База исследования – средняя общеобразовательная школа № 6 города Бузулука. Часто на переменах в школе, от п ...

Требования к подбору игрушек
Выбрать игрушку в настоящее время чрезвычайно трудно: наряду с традиционными (куклы, мишки, мячики) появляются новые (динозавры, пауки, покемоны и пр.), невиданные даже самыми молодыми родителями. Как сориентироваться в этом мире продукции? Как оценить их игровой и развивающий потенциал? Как выбрат ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru