Ярким примером организации аналитико-познавательной деятельности при изучении иноязычной грамматики на когнитивной основе является так называемая SOS-модель Г. Функа, в которой первая S обозначает глагол sammeln (собирать). О - ordnen (организовать, упорядочить), S – systematisieren (систематизировать). С учётом функциональной, коммуникативной направленности обучение иностранным языкам учащимся предлагается сначала прочитать текст и выполнить коммуникативное задание, связанное с пониманием содержания текста. Затем последовательное выполнение заданий на нахождение, понимание и формулировку выводов относительно конкретной грамматической формы, иллюстрированной текстом. Покажем методику работы по SOS-модели на следующем тексте-диалоге:
A – Was hast du im Sommer gemacht?
B – Ich habe meine Grosseltern besucht.
A – Dann hast du bestimmt im Garten viel gearbeitet?
B – Das schon. Aber ich habe auch viel gebadet und viele Spaziergänge gemacht.
1 шаг. После выполнения коммуникативного задания (где провёл каникулы один из друзей?) учащиеся получают задание подчеркнуть в диалоге грамматические формы глагола в прошедшем времени.
2 шаг. Учащиеся выписывают грамматические формы:
Was hast du im Sommer gemacht?
Ich habe meine Grosseltern besucht.
Ich habe auch viel gebadet.
3 шаг. Учащиеся сравнивают и анализируют грамматические формы, маркируя признаки глаголов в прошедшем времени:
Was hast
du im Sommer gemacht?
Ich habe
meine Grosseltern besucht.
На основе выделенных признаков учащиеся могут уже самостоятельно сделать вывод и сформулировать правило относительно образования Perfekt правильных/слабых глаголов:
Перфект слабых глаголов образуется по схеме
Haben (Präsens) + Partizip II основного глагола
(ge + корень + t)
Неотделяемые глаголы в Partizip II «ge» не принимают
Учитель может дать учащимся мнемотехническое правило:
Schwache Verben tun nicht weh – vorne ge
am Ende t
Untrennbare Verben – kein Problem:
Das Verb muss da ohne ge
steh’n.
В процессе деятельности с грамматическим материалом у учащихся постепенно накапливаются языковые знания и начинают формироваться грамматические навыки.
Как известно, речевое умение основано на трёх типах навыков – грамматических, лексических, произносительных. Все они в речевом умении слиты воедино, взаимообусловлены и взаимозависимы. Особенно тесно связаны лексические и грамматические навыки. Использование правильной грамматической формы в речи с достаточной скоростью зависит от того, насколько хорошо сформированы лексические навыки, т.е. несколько быстро и правильно говорящий подбирает нужные слова, сочетает их друг с другом и использует в речи. Именно поэтому одно из важнейших правил формирования грамматических навыков гласит – автоматизировать грамматическую форму только на основе хорошо усвоенных лексических единиц.
Все навыки – и лексические, и грамматические, и произносительные – составляют ту базу, без которой немыслимо речевое умение. Одинаково мешают нормальному порождению речи и задержки в припоминании нужных слов, и исковерканное произношение, и изуродованная структура фразы. Пока ученик думает о том, как сконструировать фразу, и пытается это сделать, он часто забывает о том, что хотел сказать. Отсюда следует, что все навыки – и лексические, и грамматические, и произносительные (а их сотни!) – должны быть сформированы должным образом.
Похожие статьи:
Реализация деятельности социального педагога по социально – педагогической
поддержке детей из неполных семей
В настоящее время теоретическая идея социально-педагогической поддержки нашло отражение в практической деятельности социальных педагогов и представляет собой систему социально-педагогической деятельности, обеспечивающая раскрытие личностного потенциала ребенка, включая помощь детям, родителям, учит ...
Личностно-деятельностные технологии формирования гражданской культуры
студентов педагогических вузов
Термин «педагогическая технология» у многих вызывает сомнения, так как он всегда связывался с производством. Однако, поводом для его введения в педагогический лексикон послужила этимология данного слова: технология от греческого techne – искусство, мастерство, умение. Рассматривая организацию педаг ...
Википедия
Википедия (Wikipedia) — общедоступная, свободно распространяемая многоязычная энциклопедия, развиваемая в Internet. Википедия была создана в 2001 г. вначале как англоязычная электронная энциклопедия, позже появились разделы на других языках, в том числе на русском. Проект сопровождает американский ...