Образование: статьи и материалы » Роль учебного курса информатики в формировании мировоззрения обучаемых » Формирование мировоззрения через социокульурное содержание школьного курса информатики

Формирование мировоззрения через социокульурное содержание школьного курса информатики

Страница 2

В настоящее же время, образование в информационном обществе перестаёт быть способом усвоения готовых и общепризнанных знаний, образование становится способом информационного обмена личности с окружающими людьми, обмена, который совершается в каждом акте её жизнедеятельности и на протяжении всей её жизни, обмена, который предполагает не только усвоение, но и передачу, отдачу, генерирование информации в обмен на получение.

Различие между знанием и информацией можно определить следующим образом. Знание – это проверенный практикой общества результат познания действительности, главные особенности которого – систематичность и непротиворечивость, объективность и независимость от желаний и воли людей. Информация – сведения любого характера, выражающие чаще всего мнения говорящих, иногда сомнительной достоверности и, как правило, не совпадающие или даже противоречащие друг другу. Картина мира - непрерывно меняющая мозаика или калейдоскоп, составленный из этих основных элементов. Умножение источников информации о мире, относительность знаний вследствие быстрого устаревания – эти процессы ведут к вытеснению знаний информацией в качестве основного элемента образовательного процесса, превращению знания в информацию о мире.

Происходящий ныне процесс расслоения, дифференциации культуры, появления, а Верне, признания субкультуры и иных форм культуры, такие как техническая и гуманитарная, городская и сельская, промышленная и экологическая, светская и религиозная и т.п., в рамках общей культуры данного общества имеет одно несомненное достоинство – он создаёт возможность появления того самого самоактуализирующегося человека, относительно независимого от культуры, имеющего свободу манёвра в отношении своей культурной позиции, могущего, не теряя своей зависимости от культуры, делать её предметом своего рассмотрения и выбора и, возможно, менять свою культурную позицию.

Вытеснение знаний информацией из образовательного процесса означает, что приобретаемые сведения могут носить случайный, несистематизированный характер, могут быть неистинными и противоречивыми. Их систематизация, приведение в порядок, установление истинности и непротиворечивости – дело и забота самого обучающегося. Он не усваивает готовые представления и понятия, но сам из множества впечатлений, знаний и понятий строит своё представление о мире. «В качестве примера: Высказывания Ортега – и – Гассета и Манно о гибельности для культуры её освоение массами, её омассования напоминают о сходной ситуации, сложившейся в период распространения грамотности среди населения после изобретения книгопечатания. Книгопечатание сделало доступной Библию, а умение читать привело к тому, что читающие стали толковать её по-своему. Возникла угроза пониманию Священного Писания, которое складывалось в течение столетий в трудах отцов церкви, в борьбе с ересью и инакомыслием, пониманию, которое предполагало высокую культуру религиозного знания. И вот оказалось, что любой прихожанин, водя пальцем по буквам и складывая из них знакомые слова, начинает судить о них по-своему, выносит своё мнение о прочитанном».

Возвращаясь к социокультурному опыту и раскрывая социокультурное содержание школьного курса информатики, хотелось бы привести как пример работу Липилиной Т.Н., учителя информатики I-й квалифицированной категории на тему «Нравственное и эстетическое воспитание при изучении текстовых и графических редакторов».

В данной работе, в отличие от обычных дополнительных пособий по информатике используется социокультурное наполнение в примерах, а не отвлечённые и не систематизированные картинки и тексты.

мировоззрение учебный преподавание информатика

Вот, что пишет в своей работе Липилина Т.Н.:

Если ваш воспитанник знает много…

ведет себя отлично, но в нем

не пробуждено живое внимание

к нравственному и прекрасному –

вы не достигли цели воспитания.

К.Д. Ушинский

Высшие цели жизни не экономические и не социальные, а духовные. Величие народа, его вклад в историю человечества определяются не могуществом государства, не развитием экономики, а духовной культурой.

Н. А. Бердяев.

Необходимо понять - финансы, промышленность, сельское хозяйство есть области несомненно важные, но… Начало всех начал, основа основ жизни любого общества, любого народа – его мировоззрение, включающее в себя понятия религиозно-нравственные, морально–этические. Именно оно определяет понимание добра и зла, говорит, «что можно» и «что нельзя», формирует стереотипы мышления и поведения. Здесь - корень всего, и мы обязаны очистить это «место святое» от всякой гадости и нечисти, обязаны вернуть людям ясное, четкое понимание смысла существования, воодушевленное вечными ценностями, а не погоней за долларами и безудержным звериным индивидуализмом…

И.М. Снычев

Если мы не поймем этого сердцем, то наша страна погибнет.

«Мы не должны обольщаться внешней привлекательностью, украшением западной культуры и красотой, в которую ее облекают. Здесь пять раз нужно отмерить, прежде чем один раз отрезать. У нас есть свое достояние – вера, и надо ее беречь и ценить. Нужно перенимать у западных народов полезные для жизни и быта науки, ремесла и промышленность и пользоваться западной культурой. Но необходимо предохраняться от их испорченных нравов, в особенности жадности (имеет в виду прагматизм – Ф. Баишев)

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Фольклор в развитии творческих способностей детей школьного возраста
По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей. Б.М. Теплов отмечает, что "раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно ...

Дидактическая игра и ее классификация
Дидактическая игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Классификация игр Во взглядах ученых на вопрос о классификации игр нет единства. По принятой в отечественной педагогике классификации игры подразделяются на творческие, подвижные ...

Теоретические основы профессиональной компетенций будущих дизайнеров
Высокоэффективная система образования является одним из основных факторов обеспечения устойчивого роста и развития экономики и общества любой страны, в том числе и казахстанского. Интеграция Казахстана в общемировое образовательное пространство, смена парадигмы образования и формирование его новой ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru