В настоящее же время, образование в информационном обществе перестаёт быть способом усвоения готовых и общепризнанных знаний, образование становится способом информационного обмена личности с окружающими людьми, обмена, который совершается в каждом акте её жизнедеятельности и на протяжении всей её жизни, обмена, который предполагает не только усвоение, но и передачу, отдачу, генерирование информации в обмен на получение.
Различие между знанием и информацией можно определить следующим образом. Знание – это проверенный практикой общества результат познания действительности, главные особенности которого – систематичность и непротиворечивость, объективность и независимость от желаний и воли людей. Информация – сведения любого характера, выражающие чаще всего мнения говорящих, иногда сомнительной достоверности и, как правило, не совпадающие или даже противоречащие друг другу. Картина мира - непрерывно меняющая мозаика или калейдоскоп, составленный из этих основных элементов. Умножение источников информации о мире, относительность знаний вследствие быстрого устаревания – эти процессы ведут к вытеснению знаний информацией в качестве основного элемента образовательного процесса, превращению знания в информацию о мире.
Происходящий ныне процесс расслоения, дифференциации культуры, появления, а Верне, признания субкультуры и иных форм культуры, такие как техническая и гуманитарная, городская и сельская, промышленная и экологическая, светская и религиозная и т.п., в рамках общей культуры данного общества имеет одно несомненное достоинство – он создаёт возможность появления того самого самоактуализирующегося человека, относительно независимого от культуры, имеющего свободу манёвра в отношении своей культурной позиции, могущего, не теряя своей зависимости от культуры, делать её предметом своего рассмотрения и выбора и, возможно, менять свою культурную позицию.
Вытеснение знаний информацией из образовательного процесса означает, что приобретаемые сведения могут носить случайный, несистематизированный характер, могут быть неистинными и противоречивыми. Их систематизация, приведение в порядок, установление истинности и непротиворечивости – дело и забота самого обучающегося. Он не усваивает готовые представления и понятия, но сам из множества впечатлений, знаний и понятий строит своё представление о мире. «В качестве примера: Высказывания Ортега – и – Гассета и Манно о гибельности для культуры её освоение массами, её омассования напоминают о сходной ситуации, сложившейся в период распространения грамотности среди населения после изобретения книгопечатания. Книгопечатание сделало доступной Библию, а умение читать привело к тому, что читающие стали толковать её по-своему. Возникла угроза пониманию Священного Писания, которое складывалось в течение столетий в трудах отцов церкви, в борьбе с ересью и инакомыслием, пониманию, которое предполагало высокую культуру религиозного знания. И вот оказалось, что любой прихожанин, водя пальцем по буквам и складывая из них знакомые слова, начинает судить о них по-своему, выносит своё мнение о прочитанном».
Возвращаясь к социокультурному опыту и раскрывая социокультурное содержание школьного курса информатики, хотелось бы привести как пример работу Липилиной Т.Н., учителя информатики I-й квалифицированной категории на тему «Нравственное и эстетическое воспитание при изучении текстовых и графических редакторов».
В данной работе, в отличие от обычных дополнительных пособий по информатике используется социокультурное наполнение в примерах, а не отвлечённые и не систематизированные картинки и тексты.
мировоззрение учебный преподавание информатика
Вот, что пишет в своей работе Липилина Т.Н.:
Если ваш воспитанник знает много…
ведет себя отлично, но в нем
не пробуждено живое внимание
к нравственному и прекрасному –
вы не достигли цели воспитания.
К.Д. Ушинский
Высшие цели жизни не экономические и не социальные, а духовные. Величие народа, его вклад в историю человечества определяются не могуществом государства, не развитием экономики, а духовной культурой.
Н. А. Бердяев.
Необходимо понять - финансы, промышленность, сельское хозяйство есть области несомненно важные, но… Начало всех начал, основа основ жизни любого общества, любого народа – его мировоззрение, включающее в себя понятия религиозно-нравственные, морально–этические. Именно оно определяет понимание добра и зла, говорит, «что можно» и «что нельзя», формирует стереотипы мышления и поведения. Здесь - корень всего, и мы обязаны очистить это «место святое» от всякой гадости и нечисти, обязаны вернуть людям ясное, четкое понимание смысла существования, воодушевленное вечными ценностями, а не погоней за долларами и безудержным звериным индивидуализмом…
И.М. Снычев
Если мы не поймем этого сердцем, то наша страна погибнет.
«Мы не должны обольщаться внешней привлекательностью, украшением западной культуры и красотой, в которую ее облекают. Здесь пять раз нужно отмерить, прежде чем один раз отрезать. У нас есть свое достояние – вера, и надо ее беречь и ценить. Нужно перенимать у западных народов полезные для жизни и быта науки, ремесла и промышленность и пользоваться западной культурой. Но необходимо предохраняться от их испорченных нравов, в особенности жадности (имеет в виду прагматизм – Ф. Баишев)
Похожие статьи:
Психолого - педагогические принципы формирования личности в спорте
Задачи психологического сопровождения спорта, которые предъявляет спортивная деятельность, определяются социальной и личностной значимостью для участвующих в данном процессе: 1. Анализ социально-психологических условий спортивной деятельности (проблемы социализации спортсмена и команды, влияние нац ...
Значение информационно-коммуникационной технологии для профессионального
роста преподавателей
Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования. Учителю, необходимо знать, на какие стороны личности ребенка могут повлиять знания окружающег ...
Особенности развития личности в младшем школьном возрасте
Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равно ...