Образование: статьи и материалы » Формирование культуры поведения у младших школьников как ведущая деятельность классного руководителя » Изучение деятельности классного руководителя

Изучение деятельности классного руководителя

Страница 3

Организаторская (организация органов самоуправления класса, коллективной деятельности учащихся).

Стимулирование (активизация деятельности и позитивного поведения учащихся, их интересов и творчества).

Коммуникативная (беседы, дискуссии, обсуждения, ориентация на коммуникативное взаимодействие).

Контрольно – оценочная (анализ, учёт, оценка результатов воспитания, стимулирование самоконтроля и самооценки).

Коррекция (коррекция взаимодействия и поведения учащихся, методы разрешения конфликтов).

Прогностическая (моделирование возможных ситуаций воспитания, прогнозирование возможного хода воспитательного процесса) .

Эти функции реализуются не только на воспитательных мероприятиях, но и в повседневном общении, в процессе учебной деятельности.

Для достижения поставленных целей воспитания классный руководитель должен решать ряд задач, связанных с формированием отношений учащихся со своими сверстниками в классе (сплочение коллектива, активизация, самоуправление). Не менее важными задачами являются воспитание дисциплинированности, ответственности, отзывчивости; умение вовремя выявить и разрешить конфликтную ситуацию, учить детей разрешать, предупреждать столкновения и ссоры. Эти задачи в определённой мере составляют социально-психологическую функцию классного руководителя.

Главное назначение организаторской функции – поддержание положительной инициативы учащихся, акцент делается на помощь в самоорганизации.

Классный руководитель в начальной школе выполняет множество функций, и формирование полноценной, всесторонне развитой и творческой личности напрямую зависит от того, насколько добросовестно они выполняются.

Классный руководитель организует разнообразную деятельность по различным направлениям: нравственно-правовая культура учащихся; познавательная (знание истории своего региона, страны); эстетическое, физическое развитие, трудовое и экономическое воспитание; создание условий для познаний самого себя, а также свободное общение учащихся, являющееся частью их досуга.

Сплочение коллектива в процессе работы с классом представляется важным и выступает не как самоцель учителя, а как способ достижения поставленных перед коллективом целей. Необходимо чётко понимать, что различные отношения создают разные группы. Они могут быть как сплочёнными, так и не сплочёнными. Сплочение происходит на разной основе. При этом в результате интеграции могут возникнуть совершенно разные группы (социальной, асоциальной направленности, различного уровня деятельного опосредования). Они отличаются друг от друга, и таким доминирующим фактором сплочения могут быть общие интересы членов группы, стремление приспособиться в специфических условиях, авторитет лидера, наличие социальных норм, принимаемых всеми членами группы и т.д. в зависимости от перечисленных факторов группа имеет свою территорию развития и то качество, которое отличает одну сплочённую группу от другой. В педагогической практике часто сплочение рассматривалось как единственный признак коллектива.

Несомненно, работа с группой должна осуществляться в двух плоскостях. С одной стороны, важно выяснить, что оказывает воспитательное влияние на учащихся, учитывать специфику группы, особенности её сплочения. А с другой стороны, стремиться к тому, чтобы сплочение группы происходило достаточно демократично на основе гуманистических норм отношений, т.е. создавался воспитательный коллектив.

Воспитательное мероприятие – это определённый отрезок времени педагогического процесса, своеобразный по назначению, конструкции и содержанию; совокупность действий воспитателя и воспитанника для достижения конкретных результатов в образовании, развитии и формировании личности последнего; это конкретное звено воспитательной работы классного руководителя.

Сущность воспитательного мероприятия заключается в том, что воспитанники приобретают определённые знания, умения, навыки, учатся оценивать окружающий мир, воспринимают определённую систему отношений к окружающей действительности, побуждаются к деятельности, действию. Воспитательные мероприятия проводятся в урочное время (классный час, час классного руководителя, час общения, воспитательное занятие и др.) и во внеурочное время.

Формы проведения воспитательных мероприятий разнообразны (см. рис. 7):

Радіальна діаграма

Рис. 7. Формы воспитательных мероприятий

Существует несколько классификаций воспитательных мероприятий. По педагогическим методам выделяют лекции, беседы, упражнения в поступках и др. По структуре организации – деловые игры, уроки нравственности, вежливости, школа человечности и т.д. По задачам воспитания – воспитательные мероприятия нравственной, эстетической, трудовой, экологической, познавательной и другой направленности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Художественно-педагогические игры на уроках изобразительного искусства
Программы и методические разработки по изобразительному искусству (Б. Юсов, Б. Неменский) предлагают множество игр: «Три мастера», «Морской флот», «Народные праздники», «Художественный совет» и др. К каким видам игр их можно отнести? Безусловно, ролевые игры - «всем возрастам покорны». А как быть с ...

Рабочая учебная программа дисциплины «Рисунок»
Данный курс предполагает знакомство студентов с основными закономерностями рисунка и композиции, в формировании у них знаний, умений и навыков использования различных систем изображения. Развития художественной наблюдательности, зрительной памяти, образного мышления, творческого воображения, а такж ...

Система жанров музыкального фольклора и их характеристика
Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор, который распространенно трактуют как устное народное творчество. Остановимся на понятии "фольклор", "детский фольклор", выявим его сущность и жанровую специфику. В энциклопедическо ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru