Образование: статьи и материалы » Формирование культуры поведения у младших школьников как ведущая деятельность классного руководителя » Изучение деятельности классного руководителя

Изучение деятельности классного руководителя

Страница 2

Главное назначение организаторской функции – поддержка положительной детской инициативы, связанной с совершенствованием жизни региона, микросреды, школы и самих школьников. Иначе говоря, акцент делается не столько на организацию учащихся классным руководителем, сколько на помощь им в самоорганизации. Классный руководитель организует разные виды деятельности (рис.4).

Організаційна діаграма

Рис.4. Деятельность, организуемая классным руководителем

А также классный руководитель организует свободное общение учащихся, являющееся частью досуга.

Важной представляется реализация функции сплочения коллектива, выступающая не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед классом целей. Одной из задач классного руководителя является развитие ученического самоуправления.

Третья группа функций выражает требования, вытекающие из логики деятельности самого субъекта управления и организации деятельности учащихся вообще. К ней относятся следующие функции: диагностическая, целеполагание, планирования, контроля и коррекции.

Реализация диагностической функции предполагает выявление классным руководителем исходного уровня и постоянное отслеживание изменений в воспитанности учащихся. Она направлена на исследование и анализ личности и индивидуальности ребёнка, на поиск причин неэффективности результатов и на характеристику целостного педагогического процесса.

Реализуя диагностическую функцию, классный руководитель может преследовать двоякую цель: во-первых, определять результативность своей деятельности; во-вторых, диагностика из инструмента исследования может превратиться в инструмент формирования личности и развития индивидуальности ребёнка.

Функцию целеполагания можно рассматривать как совместную с учащимися выработку целей воспитательной деятельности. Доля участия классного руководителя в этом процессе зависит от возраста школьников и уровня сформированности классного коллектива.

Логика целеполагания отражается в процессе планирования деятельности классного руководителя. Планирование – это помощь классного руководителя самому себе и коллективу класса в рациональной организации деятельности. Назначение плана – упорядочение педагогической деятельности, обеспечение выполнения таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов.

Основная цель функции контроля и коррекции в деятельности классного руководителя – это обеспечение постоянного совершенствования воспитательного процесса.

Реализация функций контроля предполагает выявление, с одной стороны, положительных результатов, а с другой – причин недостатков и возникающих в процессе воспитания проблем. На основе анализа результатов контроля осуществляется коррекция работы классного руководителя как с классом в целом, так и с конкретной группой учащихся или отдельным учеником. Контроль работы классного руководителя – это не столько контроль со стороны администрации школы, сколько самоконтроль.

Коррекция – это всегда совместная деятельность классного руководителя и коллектива класса в целом, группы или отдельных учеников. Три вышеперечисленные группы функций определяют содержание деятельности и объекты внимания классного руководителя.

Объектами внимания классного руководителя являются (рис.5):

Рис. 5. Объекты внимания классного руководителя

классный руководитель культура поведение школьник

В связи с этим классный руководитель:

организует разнообразную деятельность (мероприятия, внеклассные занятия, игры с участием детей);

создаёт условия для развития личности школьников и помогает детям в решении их проблем (осуществляется через включение ребёнка в различные виды социальных отношений в учёбе, общении, игре, практической деятельности);

заботится о сплочении детского коллектива (организуются внеклассные мероприятия, на которых дети непосредственно принимают участие, проводятся игры и д.т.).

Классный руководитель реализует множество функций (см. рис. 6):

Радіальна діаграма

Рис. 6. Функции классного руководителя

Концептуальная (теоретический анализ и выбор соответствующей воспитательной теории или опора на совокупность воспитательных принципов).

Целевая (отбор, систематика целей и задач воспитания).

Диагностическая (методы диагностики: наблюдение, беседы, интервью, анкетирование, тестирование, социометрия, пролонгированное обучение).

Планирование (отбор и структурирование форм, методов воспитания, проектирование деятельности учащихся, проведение конкретных мероприятий).

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Специфика общения в музыкально-педагогическом процессе
Исторически сложилось так, что в педагогической науке наиболее разработанными оказались приемы формальных отношений в коллективе. Неформальные же отношения,несущие эмоциональную нагрузку, незаслуженно оказались в тени. Трудности,с которыми сталкиваются как начинающие,так и зрелые педагоги при устан ...

Необходимость инновационного подхода в преподавании физической культуры в старших классах
Для современного социума характерно понимание общественной и личной ценности физической культуры важной составляющей общей культуры человечества. Характерной чертой современной концепции физического воспитания является усиление его образовательной и воспитательной направленности как определяющего у ...

Виды произведений изобразительного искусства, развивающих чувство юмора
Рассмотрим существующие виды произведений изобразительного искусства, развивающие, на наш взгляд, чувство юмора. 1. Карикатура (итал. caricatura, от caricare – нагружать, преувеличивать). Карикатура – это сатирическое или юмористическое изображение, в котором комический эффект создается преувеличен ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru