Образование: статьи и материалы » Развитие связной речи на занятии с использованием игрушек » Психолого-педагогические аспекты развития связной речи дошкольников

Психолого-педагогические аспекты развития связной речи дошкольников

Многое в жизни человека зависит от способности к общению, а речь — инструмент общения, его главное средство.

Хорошо владеющий речью человек ценится в любом обществе, как ценится и человек, наделенный "талантом общения" или воспитавший, развивший его в себе. Поэтому не случайно развитие речи считалось приоритетным направлением в дошкольном воспитании еще со времен К.Д.Ушинского, прекрасно осознавшего, что только при условии правильного обучения речи можно реализовать все другие задачи воспитания и обучения.

Современные подходы к воспитанию требуют от педагога постоянного самообразования и ответственного, осознанного критического отношения к применяемым методам и формам работы с детьми.

Общеизвестно, что речевое развитие отражает общее развитие ребенка. С первых дней жизни источником развития малыша является речевое общение. Общение со взрослым играет особую роль в познании, в приобретении ребенком навыков поведения, в том числе и речевого. Благодаря общению развивается личность ребенка, изменяются содержание и способы коммуникации, ее формы.

Накопление ребенком опыта и формирование речевых навыков порождает все новые потребности общения, при этом взрослый выступает для ребенка в качестве образца, "эталона", что очень важно учитывать тем, кто работает с детьми. Расширяются возможности ребенка, он овладевает функциями речи – коммуникативной, познавательной, регулятивной, планирующей.

На первом году жизни слово для ребенка существует как сигнал присутствия взрослого, но уже к концу года ребенок начинает связывать отдельные слова с конкретными предметами, при этом слово остается для него менее сильным раздражителем, чем окружающая обстановка. Так, если малыша полутора лет попросить дать что-либо (т.е. предъявить речевую инструкцию), то он, понимая речь взрослого, не может еще оставить начатое действие, движение и переключиться на выполнение просьбы.

Исследователи делают важный для практиков вывод: в раннем возрасте влияние словесной инструкции ограничивается лишь ориентировочной реакцией и побуждением к действию: ни тормозить, ни регулировать действие с помощью речевой инструкции до 4 лет, как правило, невозможно. Педагоги-практики довольно часто считают, что, если малыш трех, а тем более пяти лет, прекрасно понимающий речь взрослых, не выполняет того, о чем его просят, то он делает это из вредности, непослушания, невоспитанности, недисциплинированности и т.п., и пытаются на такого ребенка воздействовать дисциплинарными мерами.

Как мы видим, развитие речи способствует всестороннему развитию ребенка. Нужно только правильно подобрать методы и приемы для осуществления этого важного процесса. Один из таких методов - это использование игрушек на занятиях.

В игрушках представлены в уменьшенном виде те же предметы жизненного окружения. Это позволяет ребенку пользоваться ими в игре соответственно ситуациям, в которых подлинные предметы фигурируют в жизни. Игрушки выдвигают многократные возможности для закрепления как тех представлений, которые дети опытным путем добыли в жизни, так и обусловленных ими словесных форм. В основе высказываний детей об игрушках лежит непосредственное их восприятие, что оказывает влияние на сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательности. Занятия с игрушками носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение, речь. Игрушка создает возможность закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов. Игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказаться. Поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию.

Таким образом, исходя из выше сказанного, можно сделать выводы, что связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.


Похожие статьи:

Основные требования к использованию метода проектов. Типы проектов
Е.С. Полат перечисляет следующие требования к использованию метода проектов: 1) наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; 2) практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов; ...

Психолого-педагогические условия экономического воспитания
Эффективность экономического воспитания младших школьников обеспечивается рядом условий: - включением детей в различные виды деятельности, среди которых особое место занимает трудовая; - максимальным использованием учителями возможностей учебно-воспитательного процесса начальной школы; - выявлением ...

Апробация методики обучения грамматики на практическом занятии
Знакомство с новым грамматическим явлением происходит в процессе показа этого явления в образце (типовом предложении). На начальной ступени показ осуществляется в устной форме. Учитель произносит типовое предложение, учащиеся повторяют его индивидуально и хором, слушая, если это будет необходимо, с ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru