Образование: статьи и материалы » Программа деятельности эксперта при проведении аттестации образовательного учреждения » Особенности системы экспертирования образовательного учреждения

Особенности системы экспертирования образовательного учреждения

Страница 1

Экспертиза выполняет множество самых разных задач. Среди основных ее функций можно выделить следующие:

аналитическую - выяснение состояния дел в практике, прояснение сущности происходящих событий, процессов, ситуаций и причин, породивших эти состояния;

оценочную - определение состояния анализируемых объектов и выработка норм, на основе которых в дальнейшем может развиваться экспертируемая деятельность;

проектировочную - оказание помощи в реализации инновационных процессов в виде конкретных рекомендаций и решений по их совершенствованию;

развивающую - выявление проблем, а также потенциальных возможностей, неиспользованных ресурсов, скрытых в экспертируемом объекте (процессе, ситуации, явлении, проекте и др.), и перспектив их продолжения, прогнозирование путей и сценариев развития;

консультационную - осуществление консультативной помощи работникам системы образования, учащимся и родителям;

рефлексивную - оказание помощи работникам системы образования в осмыслении оснований, на которых строится их деятельность и их развития;

мониторинг - сбор информации о состоянии экспертируемых объектов и постоянное отслеживание на ее основе их состояния.

Таким образом, задача эксперта заключается в том, чтобы на основе проделанного им анализа авторы могли, с его помощью доработать и максимально реализовать собственный замысел, а иногда и более глубоко понять и осознать его.

Эксперт должен владеть экспертной методологией и обладать определенными способностями. Он должен уметь осуществлять анализ (исследование) реальной педагогической или управленческой деятельности, выявляя скрытые, еще неявные смыслы происходящего. Для того чтобы сделать компетентные экспертные заключения, ему необходимо разбираться в современных тенденциях развития образования в нашей стране и в мире. Он должен обладать развитой способностью осуществлять рефлексию своей собственной экспертной деятельности, ее последствий для инновационного процесса.

В общем понимании, рефлексия - это особый тип умственной деятельности, направленной на осознание ее оснований и средств, оценку их адекватности, контроль за правильностью их применения. В самом простом случае рефлексии речь идет о необходимости постановки себе вопросов типа: "Что я делаю? Как я это делаю? Почему (зачем) я это делаю?"

Эксперту нужно уметь различать, понижать, наблюдать и описывать, по крайней мере, три плана деятельности (сознания) участников образовательного процесса:

1. Идеальный план (идеи, замысел, цели, ценности), т.е. то, что декларируется учителем или руководителями инновационного процесса в качестве его замысла.

2. Феноменальный план - то, что реально происходит в практике и может быть определено в процессе наблюдения: это факты, явления, события, поведение и т.д. (учитель сказал то-то, задал вопрос в такой-то форме, ответил или не ответил на вопрос учащегося, встал так-то и там-то, дал такое задание; руководство организовало для учителей такой-то тренинг или семинар или ничего не организовало и т.п.).

Сложность феноменального описания состоит в том, что часто мы замещаем реальность нашего видения нашими знаниями об этой реальности, обозначая ее каким-либо общим термином. Например, представим ситуацию разговора двух людей. Если спросить кого-нибудь, что делают говорящие люди, то часто можно получить ответ - они общаются. Наблюдатель не описывает ситуацию общения, т.е. не описывает, какие задаются вопросы, о чем разговор, как ведут себя говорящие (мимика, жесты, позы, интонация и т.д.), а лишь обозначает эту ситуацию как общение. Однако, если феноменально не описать эту ситуацию общения, то невозможно будет и понять, в чем состоял смысл этого общения. Каковы были цели говорящих, а возможно, их и не было, общение не носило деловой характер, но, наверняка, были какие-то мотивы, предпочтение каким-то темам и т.п. Поэтому, кроме феноменального описания ситуации взаимодействия учитель-ученик или руководитель-учитель, необходим план понимания, интерпретации того, что происходит в реальности.

3. План интерпретаций (понимания), как увиденного, так и своих собственных оценок относительно увиденного: например, того, что и почему делал учитель на уроке, руководитель в школе и почему именно таким образом эту деятельность оценивает сам эксперт.

Особенно важно, чтобы сам эксперт не смешивал эти три плана в своем сознании и умел отличать свои теоретические представления от реальности своего видения и его интерпретации.

Основным содержанием этого этапа является реализация на практике процедуры опроса экспертов и получение от них исходной информации в виде экспертных заключений.

Опрос может проводиться как в индивидуальной, так и в коллективной форме.

Индивидуальная форма сбора информации означает, что каждый эксперт работает самостоятельно, формирует свою частную позицию и фиксирует ее на бланке ответов или в форме текста экспертного заключения. Это наиболее часто используемая форма опроса, поскольку она позволяет обеспечить независимость мнений экспертов от влияния авторитетов в данной области, сократить время сбора информации. При такой форме опроса экспертам не обязательно находиться одновременно в одном помещении, достаточно лишь обеспечить получение ими одинаковой информации. Необходимо обеспечить усвоение всеми экспертами задачи оценивания, критериев оценки, алгоритма процедуры опроса, а также благоприятный психологический и эмоциональный фон для работы. В этих целях участникам сообщаются сущность изучаемой проблемы и мотивы обращения именно к данным лицам в качестве специалистов; сведения, убеждающие в компетентности экспертов; информацию о содержании вопросов; формулировки вопросов; объясняется процедура оценки. Если у экспертов возникают какие-либо вопросы по процедуре оценивания, то необходимо ответить на них до начала работы. Важным моментом при индивидуальной форме работы экспертов становится заранее оговоренный срок ее окончания и возврата оценочных листов организатору. В противном случае экспертиза может затянуться на неопределенный срок.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Влияние биоритмов на уровень физической работоспособности при занятиях легкой атлетикой у детей средних классов
Исходный уровень физической работоспособности детей опытных групп перед началом исследования определялся по результатам тестов, которые подробно описаны во второй главе. Исходные результаты контрольных испытаний показывают, что обследуемый контингент учащихся 6-х классов по показателям физической р ...

Диагностика уровней сформированности логического мышления у детей младшего школьного возраста
Для проведения работы по развитию логического мышления учащихся младшего школьного возраста на базе МОУ Утинская СОШ был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие учащиеся 4 классов в количестве 17 человек. 4 «А класс в количестве 9 человек представлял контрольную группу учащихся, а 4 «Б ...

Примеры дидактических игр и упражнений для начальной школы
а) краткая характеристика Предлагаемые художественно-дидактические игры и упражнения могут быть использованы, прежде всего, на уроке как для повторения закрепления уже имеющихся у детей знаний, так и для постижения нового в области изобразительного искусства. Дидактическая игра создает условия для ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru