Образование: статьи и материалы » Роль учебного курса информатики в формировании мировоззрения обучаемых » Учебный курс информатики: мировоззренческий аспект

Учебный курс информатики: мировоззренческий аспект

Страница 1

Известно, что наука как осознанное исследование закономерностей явлений природы и общества возникла у древних греков; их неповторимо своеобразный характер мышления и деятельности, по мнению английского учёного Бернала, заключается именно в том аспекте их жизни, который назван нами научным способом мышления. Под этим он подразумевал «не просто знание или практику науки, а способность отделить фактическое и поддающееся проверке от эмоциональных и традиционных утверждений. В этом характерном способе мышления, - писал учёный, - можно разделить две стороны: рациональную и реалистическую, то ест способность к доказательству с помощью аргументов и обращение к общепринятому опыту».

С тех пор наука прошла долгий, трудный и противоречивый путь. Опыт древних народов свидетельствует о том, что постоянную связь с природой, веру в единое начало жизни, стремление идти в своих построениях от органического единства окружающего мира.

Как в большинстве наук, в информатике можно, правда весьма условно, поскольку это связано с исследованием и использованием одного и того же объекта – информации, выделить два важнейших направления: теоретическую информатику и прикладную информатику.

В соответствии с современной концепцией структуры предметной области информатики теоретическая информатика, являясь математической дисциплиной, широко использует методы математического моделирования для обработки, передачи и использования информации, создавая тем самым фундамент, на котором покоится всё знание информатики.

Прикладная информатика – это огромнейший набор средств информатики, включающий в себя информационно-вычислительную технику, сети и комплексы ЭВМ, технические средства связи и компьютерные телекоммуникационные системы, аудио-и видео системы, системы мультимедиа, программные средства, вычислительные и информационные среды. К прикладной информатике принято относить и информационные технологии обучения, проектирования, управления объектами, процессами, системами.

Развитость и совершенство методов и средств современной информатики позволили ей уверенно войти в среду образования и научных исследований. Именно с информатизацией образования мы сегодня связываем реальные возможности построения открытой системы образования, позволяющей каждому человеку выбрать свою собственную траекторию обучения; а также возможности коренного изменения технологии получения нового знания посредством более эффективной организации познавательной деятельности обучаемых в ходе учебного процесса на основе такого важнейшего дидактического свойства компьютера, как индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности за счёт программируемости и динамической адаптированности автоматизирование учебных программ.

Трудно переоценить и то влияние, которое оказала информатика на развитие практически всех областей науки. Она не только многократно расширила возможности получения всё более полных знаний об объектах изучения, но и обусловила необходимость построения новой философии научных исследований.

Масштабность процессов, происходящих в информационных технологиях на рубеже двух веков, их всевозрастающая роль формирования облик настоящего и будущего человечества невольно заставляют искать подобные примеры в веке уходящем. Оглядываясь назад и оценивая все достижения века уходящего, можно попытаться выделить в них главное: понятие относительности, заложенное А. Эйнштейном, З. Фрейдом и К. Марксом в материальном, духовном и социальном мире. Именно их гениальные прозрения дали человечеству возможность осознать, что мир не такой, каким он выглядит, что нельзя доверять эмпирическому восприятию понятий о пространстве и времени, о добре и зле, о законе и справедливости, о природе поведения человека в обществе. Они вновь вернули людям осознание того, что понятия и закономерности отражают объективную реальность не только материального мира, но и мира социального, о чём ещё в XVII веке говорил Томас Гоббс, утверждая, что «все общественные законы государства должны подчиняться тем же правилам, что и механика и геометрия». Нарушение тех и других неизбежно ведёт к катастрофе. К сожалению, прошлый век даёт нам немало примеров того, как забвение этих фундаментальных истин наносило и наносит невосполнимый ущерб природе, живому миру, самому человеку.

Человек вышел в космос, опустился в глубины морские, подобно Гефесту, создал сложнейшие машины, покорил термоядерную энергию и сам стал её заложником, научился использовать в невиданных масштабах богатство природы, но гораздо менее преуспел залечивании нанесённых ей ран.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Что такое задача, классы, виды и этапы решения задач
Отношение к решению задач в преподавании физики резко отличалось в дореволюционной школе и в современной. Вследствие существовавшего в школе начала 20 века разрыва между теорией и практикой, преподаватели в общей своей массе не уделяли внимания решению задач по физике, а учащиеся не стремились прим ...

Экспериментальное обучение английскому языку с использованием наглядности на уроках в средней школе
Экспериментальное обучение нами было проведено в русле новых, нетрадиционных методов формирования речевых умений, которые и составляют актуальность нашей работы. В эксперименте были задействованы 2 группы: контрольная и собственно экспериментальная, в составе семи учеников каждая. Он состоял из пят ...

Игрушки и их влияние на развитие речи
У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья, как воплощение теплоты и значимости той невозвратимой поры. Нормальное развитие ребенка, становление его внутреннего мира немыслимы без игры, а следовательно, без игрушки. Игрушки для ребенка - ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru