Образование: статьи и материалы » Народное художественное творчество как средство аксиологического воспитания » Элементы народного творчества как средство воспитания целостной личности ребенка

Элементы народного творчества как средство воспитания целостной личности ребенка

Страница 3

Народные пословицы содержат мораль, выработанную многими поколениями: «Нет друга – ищи, а нашел – береги», «Не спеши языком – торопись делом», «Кончил дело – гуляй смело», «При солнышке – тепло, при матери – добро». В приобщении ребенка к человеческой мудрости и состоит большое педагогическое значение пословиц. Пословица тем легче ложится в память, что искусная тонкая работа народа облекла наставительную мысль в краткую ритмическую форму с четким композиционным членением суждения на части.

Народные поговорки – это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. Поговорка не просто определяет явление, а дает ему выразительную эмоциональную оценку. Детская речь по своей природе очень эмоциональна, поэтому она легко сближается с народными поговорными выражениями, но точное освоение их представляет для ребенка известный труд и учитель должен следить за уместностью и правильностью употребления поговорок в речи ребенка. Поэтому правильнее всего будет употребление пословицы или поговорки в тот момент, когда налицо есть иллюстрирующие ее факты, обстоятельства – тогда скрытый в пословице смысл становится для ребенка ясен: «Вот поспешил рисовать, и плохо вышло», («поспешишь – людей насмешишь»).

Сказка

Гениальными произведениями русского народного творчества являются народные сказки. Они издавна составляют элемент народной педагогики. Исчерпывающую оценку им дал К.Д. Ушинский: «Это – первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа. Народная сказка читается детьми легко уже именно потому, что во всех детских сказка беспрестанно повторяются один и те же слова и обороты. Из этих повторений, удовлетворяющих, как нельзя более, педагогическому значению рассказа слагается нечто целое, стройное, легко обозримое, полное движения, жизни и интереса».

Сказки прочно вошли в детский быт. По своему содержанию сказка, особенно народная, вполне доступна маленькому ребенку, близка его мышлению, представлению. С ней ребенок встречается начиная с раннего возраста, слушая сказки, рассказываемые мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства, переживания. Нет, вероятно, ребенка, который без замирания сердца воспринимал бы сказку. Как правило, дети радуются удачам героя, ненавидят то плохое, с чем герой сталкивается. Сказка, часто обладает преимуществом над другими воспитательными приемами.

В русской народной сказке заключено богатое содержание и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами и другими), например, красна девица, конь – волчья сыть, травяной мешок; которые дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию ее образности, ее обогащению, но и развитию творчества; и в отношении нравственно-эстетических аспектов раскрываемых тем и идей. В.П. Аникин указывал, что: «…сказки, своего рода, нравственный кодекс народа, их героика – это хоть и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Выдумка сказочника вышла из промыслов о торжестве сил жизни, труда и честности над бездельем и низостью».

Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Все это возбуждает творческую активность ребенка, заставляет делать выводы, которые недоступны для него в других обстоятельствах. За счет того, что ребенок входит внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принимает участие в действиях героев, переживает их радости и печали, у него формируется чувство меры, чувство той грани, «которую не должно переходить воображение в искусстве, и вместе с тем у него начинает складываться реалистические критерии эстетических оценок».

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Роль целостного мировоззрения в процессе формирования системы ценностей и идеалов учащихся
Основой любого мировоззрения выступают некие наиболее общие представления о мире, которые принято именовать философскими. Эти представления могут усваиваться человеком вместе с образом жизни или вырабатываться самостоятельно. Одним из таких представлений является понятие образования Процесс, опреде ...

Подготовка педагога к проектированию учебного занятия в форме лабораторного занятия
Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения на базе среднего (полного) общего образования – 1 год 10 месяцев. Квалификационная характеристика выпускника. Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности по организации, управлению ...

Закономерности обучения
Образование как целостное явление – одна из наиболее значимых подсистем общества, поэтому его законы это продукт внутренней самоорганизации. Закономерность более широкое по объёму понятие, чем «закон» и рассматривается как результат совокупного действия множества законов. Закономерности обучения вы ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru