4. семейное насилие (включая жестокое обращение с детьми);
5. антиобщественный образ жизни, правонарушения и скандалы;
6. социальное сиротство – это явления устранения или неучастия в выполнении родительских обязанностей – искажение родительского поведения.
Также социальному педагогу приходится сталкиваться в своей деятельности с такими проблемами, как: больные дети, дети-инвалиды; пожилые родители, родители-инвалиды, пенсионеры; половая распущенность и проституция; дети бродяги; развод родителей и его последствия для ребенка.
Особую группу представляют семьи где, ребенок находится социально опасном положении, где имеется риск или реально присутствует насилие над детьми, в виде жестокого обращения.
А.Б. Орлов выделяет следующие виды насилия над детьми:
1) физическое насилие — преднамеренное манипулирование взрослыми телом ребенка как объектом, приводящее к нанесению ребенку физических повреждений различной степени тяжести; к физическому насилию относятся не только побои, но и ограничения детей в еде и сне, вовлечение детей в употребление алкоголя и наркотиков и т.п.;
2) сексуальное насилие — преднамеренное манипулирование взрослыми телом ребенка как сексуальным объектом, приводящее к вовлечению ребенка в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или какой-либо иной выгоды; к сексуальному насилию относится не только сексуальное совращение детей, но и вовлечение детей в проституцию, порнобизнес и т.п.;
3) психологическое (поведенческое, интеллектуальное, эмоциональное и проч.) насилие — преднамеренное манипулирование взрослыми ребенком как объектом, игнорирование его субъектных характеристик (свободы, достоинства, прав и т.п.), либо разрушающее отношения привязанности между взрослыми и ребенком, либо, напротив, фиксирующее эти отношения и приводящее к различным деформациям и нарушениям психического (поведенческого, интеллектуального, эмоционального, волевого, коммуникативного, личностного) развития.
Проблема домашнего насилия в Республике Беларусь является проблемой социальной работы.
Таким образом, наиболее острые проблемы существуют в неблагополучных семьях, к которым относят конфликтные, педагогически несостоятельные и аморальные. Особое внимание в деятельности социальных служб уделяется детям находящимся в социально-опасном положении, детям, которые подвержены риску домашнего насилия. Разработка системы профилактики домашнего насилия является приоритетным направлением социальной политики белорусского государства.
Похожие статьи:
Волевая сфера школьника
Воля – это сознательное управление человека своими действиями и поступками. Волевую активность характеризуют как преднамеренную, произвольную. Такая активность человека отличается применением волевых усилий. Под волевым усилием понимают сознательно совершаемое усилие над собой, которое является тол ...
Стратегии формирования учебной деятельности школьников
Формирование учебной деятельности у младших школьников среди других вариантов деятельностного подхода к обучению рассматривается как один из путей оптимизации учебно-воспитательного процесса. Формирование учебной деятельности есть процесс постепенной передачи выполнения элементов этой деятельности ...
Принцип наглядности в обучении и его роль в развитии познавательного
интереса
В самом простом понимании биология - наука о жизни и развитии живых тел. Изучение в школе предмета "Биология" на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителей биологии является разумное использование в учебном про ...