Образование: статьи и материалы » Репертуар, направленный на развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста » Методы и музыкальный репертуар, направленные на развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста

Методы и музыкальный репертуар, направленные на развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста

Страница 1

Музыкальный репертуар, используемый в процессе развития детского музыкального восприятия, определяет содержание музыкального образования ребенка в целом. В связи с этим в качестве его важнейших критериев можно выделить такие, как художественная ценность, воспитательная направленность, педагогическая целесообразность, доступность.

Художественная ценность музыкальных произведений определяется их способностью отразить богатый духовный мир человека, достаточно полно и глубоко воплотить "интонационный словарь эпохи" (Б.В. Асафьев), излюбленный круг образов, тем и интонаций.

Воспитательная направленность репертуара связана с его способностью формировать эстетические чувства ребенка, развивать музыкальное мышление, творческое воображение, представления о красоте в музыке (а через нее – и в окружающей жизни), о высших духовных ценностях.

Педагогическая целесообразность музыкального репертуара обусловлена его способностью вызывать у детей положительные эмоции в процессе музыкального восприятия, поддерживать интерес к музыке, развивать музыкально-эстетические потребности.

Требование доступности репертуара рассматривается в двух аспектах:

- доступность содержания (понимается как соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту ребенка, его способности сопереживать чувствам, составляющим основу музыкального образа);

- доступность музыкального репертуара (по диапазону, протяженности тем и сюжетов и т.д.) для воспроизведения его детьми.

С точки зрения концепции ребенка как субъекта детской музыкальной деятельности требования к отбору репертуара для слушания могут быть конкретизированы рядом принципов.

Принцип учета детских музыкальных интересов, детской субкультуры, предполагающий, что каждый ребенок, вне зависимости от возраста, уже обладает индивидуальным опытом, имеет изобразительное отношение к музыке. Реализация этого принципа предусматривает дифференцированный подход – разным детям предлагается разная музыка.

Принцип учета эмоционального опыта ребенка выражается в подборе музыкальных произведений, соответствующих эмоциональному состоянию и переживанию ребенка. Ребенок получает возможность "прожить" в музыке те события, которые вызывали в нем сильные эмоциональные переживания.

Принцип учета индивидуальных особенностей восприятия музыки ребенком. Реализация данного принципа возможна при условии хорошего знания педагогом особенностей отношения ребенка к процессу слушания музыки.

Принцип разнообразия задач, решаемых в процессе восприятия музыки. Данный принцип определяется, с одной стороны, целостностью развития ребенка в дошкольный период, а с другой – многомерной природой музыки. Поскольку процесс восприятия музыки организуется для решения разных задач, то и палитра музыкальных произведений, которые может слушать дошкольник, становится практически безгранична .

Так же, при отборе музыкального репертуара необходимо учитывать многомерность – ведущий принцип искусства вообще и музыки особенно. Непостижимое количество вариантов интерпретации разными слушателями одного и того же музыкального образа, в том случае если музыка программна; огромнейшая палитра переживаний и образов в непрограммной музыке. Соединение несоеденимых чувств в одном и том же музыкальном произведении.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Первые письменные педагогические источники на Беларуси и дальнейшее развитие педагогической мысли в XIV-XVII вв
История педагогической мысли Беларуси - это отражение многовековой жизни белорусского народа, его трудовых усилий, борьбы, стремления к социальной справедливости. Развитие материальной и духовной культуры во многом обязано народной педагогике, которая обеспечивала преемственную связь поколений, пер ...

Дизайн как особая форма проектной деятельности
До появления массового индустриального производства предметы и вещи, окружающие человека, аналогичные сегодняшним, делали специалисты ремесленники. В деятельности мастера – ремесленника (если смотреть на это с современных позиций), как бы совмещался ряд специальностей. Он, одновременно, конструктор ...

Реализация условий развития логического мышления у детей младшего школьного возраста в процессе рисования с натуры
В формирующем эксперименте приняли участие учащиеся экспериментальной группы. На данном этапе эксперимента мы провели работу по развитию логического мышления у младших школьников в процессе рисования с натуры. Задачами развития логического мышления младших школьников в процессе рисования с натуры м ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru