Образование: статьи и материалы » Педагогические условия трудового воспитания младших школьников в условиях поликультурного региона в Мордовии » Беседа о традиционной мордовской национальной одежде

Беседа о традиционной мордовской национальной одежде

Страница 1

Современное поликультурное воспитание подразумевает развитие у человека способности воспринимать и уважать этническое разнообразие и культурную самобытность различных групп населения. Отсутствие же должного внимания к поликультурной образованности людей приводит к социально-культурной нетерпимости и враждебности. В то же время лишь человек, глубоко уважающий и понимающий этническую самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания детей являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Мордовский национальный костюм сложился в глубокой древности, тогда же был наделен знаковыми чертами. Национальный костюм мордвы отражал эстетические воззрения народа. Недаром его называют венцом декоративно - прикладного творчества.

К важным условиям влияния на развитие костюма относятся контакты мордвы с представителями других национальностей. Это происходило как в ходе торгового обмена, так и в ходе внедрения в мордовские племена завоевателей. Несмотря на все это, на протяжении многовековой истории одежда мордвы отличалась устойчивостью типа.

Традиционная мордовская национальная одежда развивалась по двум направлениям, соответствовавшим культуре эрзи и мокши. Мы остановимся на народной одежде мордвы – эрзи. Рассматривая элементы мордовского национального костюма, современные этнографы отмечают, что « более древний для Поволжья тип сохранился в чистом виде лишь у мордвы-эрзи».

Мордва – эрзя проживает на востоке Республики Мордовия, в Пензенской, Ульяновской, Нижегородской и других областях. В период монголо-татарского нашествия в данном регионе не было попыток создания постоянных поселений, поэтому в отличие от мокши культура эрзи и ее национальный костюм не испытали на себе заметного тюркского влияния.

Как и повсеместно, костюм имел четкое возрастное подразделение, был связан с семейным положением женщины. В основе праздничного костюма эрзи лежит сочетание белого и красно-коричневого цветов, которые рисовали образ здоровой и цветущей женщины.

В XIX веке мордовский национальный костюм достиг законченной художественно выразительной формы. И если повседневная одежда отличались простотой и целесообразностью, то праздничная одежда женщин была очень сложной, многосоставной, с обилием различных украшений.

С начала XX века костюм мордвы-эрзи претерпевает значительные изменения.

Заимствованный из русской народной одежды закрытый передник – руковат внес плавные очертания в его общий силуэт. Этому же способствовали цветные шали и платки, которые пришли на смену твердым головным уборам

С широким распространением фабричных тканей гармоничный по колориту эрзянский костюм становится более пестрым: закрытый передник стал шиться из нескольких контрастных тканей – розовой, желтой, лиловой. Рубаха стала скромнее, а на многих частях руци вышивка и вовсе была заменена полосками красного кумача. Вместо украшений из монет, цепочек, жетонов, бус, бисера стали носить более упрощенные украшения из лент, пуговиц, елочных бус, имитирующих древние варианты.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru