Современное поликультурное воспитание подразумевает развитие у человека способности воспринимать и уважать этническое разнообразие и культурную самобытность различных групп населения. Отсутствие же должного внимания к поликультурной образованности людей приводит к социально-культурной нетерпимости и враждебности. В то же время лишь человек, глубоко уважающий и понимающий этническую самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания детей являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями.
Мордовский национальный костюм сложился в глубокой древности, тогда же был наделен знаковыми чертами. Национальный костюм мордвы отражал эстетические воззрения народа. Недаром его называют венцом декоративно - прикладного творчества.
К важным условиям влияния на развитие костюма относятся контакты мордвы с представителями других национальностей. Это происходило как в ходе торгового обмена, так и в ходе внедрения в мордовские племена завоевателей. Несмотря на все это, на протяжении многовековой истории одежда мордвы отличалась устойчивостью типа.
Традиционная мордовская национальная одежда развивалась по двум направлениям, соответствовавшим культуре эрзи и мокши. Мы остановимся на народной одежде мордвы – эрзи. Рассматривая элементы мордовского национального костюма, современные этнографы отмечают, что « более древний для Поволжья тип сохранился в чистом виде лишь у мордвы-эрзи».
Мордва – эрзя проживает на востоке Республики Мордовия, в Пензенской, Ульяновской, Нижегородской и других областях. В период монголо-татарского нашествия в данном регионе не было попыток создания постоянных поселений, поэтому в отличие от мокши культура эрзи и ее национальный костюм не испытали на себе заметного тюркского влияния.
Как и повсеместно, костюм имел четкое возрастное подразделение, был связан с семейным положением женщины. В основе праздничного костюма эрзи лежит сочетание белого и красно-коричневого цветов, которые рисовали образ здоровой и цветущей женщины.
В XIX веке мордовский национальный костюм достиг законченной художественно выразительной формы. И если повседневная одежда отличались простотой и целесообразностью, то праздничная одежда женщин была очень сложной, многосоставной, с обилием различных украшений.
С начала XX века костюм мордвы-эрзи претерпевает значительные изменения.
Заимствованный из русской народной одежды закрытый передник – руковат внес плавные очертания в его общий силуэт. Этому же способствовали цветные шали и платки, которые пришли на смену твердым головным уборам
С широким распространением фабричных тканей гармоничный по колориту эрзянский костюм становится более пестрым: закрытый передник стал шиться из нескольких контрастных тканей – розовой, желтой, лиловой. Рубаха стала скромнее, а на многих частях руци вышивка и вовсе была заменена полосками красного кумача. Вместо украшений из монет, цепочек, жетонов, бус, бисера стали носить более упрощенные украшения из лент, пуговиц, елочных бус, имитирующих древние варианты.
Похожие статьи:
Суть концепции М. Монтессори
Развитием психики и воспитанием детей в возрасте от 3 до 7 лет по определенной системе занималась Мария Монтессори (1870—1952) в Риме. Она считала этот возраст важным в психическом развитии ребенка. Ее опыт работы с «ненормальными детьми» (так в те годы называли детей с задержкой психического разви ...
Воспитание и формирование личности
Воспитание можно рассматривать с 3-х сторон: в широком смысле – система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социального формирования человека; в узком смысле – это формирование у человека систем определенных нравственных качеств, взглядов и убеж ...
Исследование рейтинга школьных предметов среди старшеклассников
Для решения второй задачи нашего исследования путем анкетирования мы выяснили рейтинг школьных предметов среди учащихся 11 классов. Школьникам было предложено оценить свой интерес к 14 учебным предметам по 5-ти балльной системе. Учащимся были выданы специальные бланки . Опрашиваемые были проинструк ...