Вводится классификация таблиц. Описывается два типа таблиц: таблицы типа «объект — свойство» и «объект — объект». Это наиболее простые и наиболее часто встречающиеся типы таблиц. Кроме того, даны примеры применения двоичных матриц.
Двоичные матрицы используются в тех случаях, когда нужно отразить наличие или отсутствие связей между отдельными элементами некоторой системы. С помощью двоичных матриц удобно представлять сетевые структуры.
Пример. Дана двоичная матрица, отражающая связи между различными серверами компьютерной сети (табл. 1).
Таблица 1.
С1 |
С2 |
СЗ |
С4 |
С5 | |
С1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
С2 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
СЗ |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
С4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
С5 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
Из таблицы 1 ученики должны определить, какой из пяти серверов является узловым?
Решение. Поскольку по данному определению узловым называется тот сервер, с которым непосредственно связаны все другие серверы, то в матрице нужно искать строку, состоящую только из единиц. Это строка — С 4. Значит сервер С4 является узловым.
Второе задание, связанное с этой же таблицей, может быть следующим: нарисовать схему этой компьютерной сети, изобразив серверы кружками, а связи между ними линиями.
![]() |
Элементы системного анализа в курсе информатики
Изучаемые вопросы:
• Понятие системы.
• В чем суть системного подхода.
• Структура системы; использование графов для отображения структуры.
• Развитие системного мышления учащихся.
Второй, дополнительный уровень изучения темы моделирования в базовом курсе связан с обсуждением таких понятий, как: система, структура, граф, деревья, сети. Необходимо отметить, что эти понятия постепенно начинают проникать в перечень обязательных для изучения в рамках базового курса. Перечисленные понятия относятся к области, которая в науке называется системологией (теорией систем). Знания элементов системологии придают целостность и понятийную полноту содержательной линии «Формализация и моделирование».
Похожие статьи:
Игровая технология
В процессе игры срабатывают ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Основной мотив игры – это не результат, а процесс. Это усиливает развивающее значение, но делает менее очевидным образовательный эффект. Игра раскрывает ...
Новые педагогические технологии
Инновации в сфере образования направлены на формирование личности, ее способности к научно-технической и инновационной деятельности, на обновление содержания образовательного процесса. Каждая педагогическая эпоха породила свое поколение технологий. Первое поколение образовательных технологий предст ...
Роль семьи в жизни детей с особенностями психофизического развития
Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья. В «Кратком словаре по семейному воспитанию» (И.В. Гребенников, Л.В. Новинников указывается, что семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в с ...