Третий, углубленный уровень изучения общих вопросов моделирования можно характеризовать как переход от ознакомительного обучения к выработке навыков активного использования методов системного анализа.
Дидактические цели:
• Научить учеников рассматривать окружающие объекты как системы взаимосвязанных элементов; осознавать, в чем проявляется системный эффект в результате объединения отдельных элементов в единое целое.
• Раскрыть смысл модели «черного ящика». Этот подход характерен для кибернетики и применяется он в тех случаях, когда внутреннее устройство системы не раскрывается, а система рассматривается лишь с точки зрения ее взаимодействия с окружающей средой. В таком случае основными понятиями, характеризующими систему, являются не ее состав и структура, а ее «входы» и «выходы».
• Дать представление о некоторых методах системного анализа, в частности, декомпозиции, классификации.
• Научить читать информационные модели, представленные в виде графов и строить граф-модели.
• Научить учеников разбираться в различных типах таблиц, подбирать наиболее подходящий тип таблицы для организации данных, грамотно оформлять таблицы.
Содержательная линия формализации и моделирования выполняет в базовом курсе информатики важную педагогическую задачу: развитие системного мышления учащихся. Эффективная работа с большими объемами информации невозможна без навыков ее систематизации. Компьютер предоставляет пользователю удобные инструменты для этой работы, но систематизацию данных пользователь должен выполнять сам.
Информационное моделирование — это прикладной раздел информатики, связанный с самыми разнообразными предметными областями: техникой, экономикой, естественными и общественными науками и пр. Поэтому практическим решением задач моделирования занимаются специалисты в соответствующих областях. В рамках школьного курса информатики информационное моделирование может быть предметом профильного курса, смежного с другими школьными дисциплинами: физикой, биологией, экономикой и др. Базовый курс информатики дает лишь начальные понятия о моделировании, систематизации данных, знакомит с компьютерными технологиями, применяемыми для информационного моделирования.
Линия моделирования и базы данных
Изучаемые вопросы:
• Признаки компьютерной информационной модели.
• Является ли база данных информационной моделью.
• Задачи, решаемые на готовой базе данных.
• Проектирование базы данных (БД) — задача для углубленного курса.
Общая схема этапов решения практической задачи на ЭВМ методами информационного моделирования выглядит следующим образом (рис. 1):
Два первых этапа относятся к предметной области решаемой задачи. На третьем этапе происходит выбор подходящего инструментального средства в составе программного обеспечения ЭВМ для реализации модели. Такими средствами могут быть: электронные таблицы, СУБД, системы программирования, математические пакеты, специализированные системы моделирования общего назначения или ориентированные на данную предметную область. В базовом курсе информатики изучаются первые три из перечисленных программных средств.
Основные признаки компьютерной информационной модели:
• наличие реального объекта моделирования;
• отражение ограниченного множества свойств объекта по принципу целесообразности;
• реализация модели с помощью определенных компьютерных средств;
• возможность манипулирования моделью, активного ее использования.
Ответ на вопрос: «является ли база данных информационной моделью?» будем искать, исходя их сформулированных выше критериев.
Похожие статьи:
Фольклор в развитии творческих способностей детей
школьного возраста
По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей. Б.М. Теплов отмечает, что "раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно ...
Особенности личностных свойств и межличностных отношений младших школьников,
их связь с особенностями коммуникаций в музыкально-педагогическом процессе
В результате проведенного психологического исследования учащихся 2-в класса были выявлены следующие взаимосвязи личностных свойств. Данные исследования представлены на таблице 1 и рис.1. Из данных таблицы и графического рисунка мы видим, что у детей данного класса: 1)
показатель общительности, добр ...
Когда начинать заниматься
Начинайте заниматься с ребенком с первых же дней его жизни. Бережно относитесь к нежным тканям младенца, вооружившись основательными знаниями, подробно приведенными в специальной литературе. Основным периодом занятий родителей с детьми является возраст от 2 до б лет. Но и после 6 лет не следует пре ...