Образование: статьи и материалы » Развитие профессиональной компетентности на примере Красночикойского профессионального лицея №22 » Профессиональная компетентность

Профессиональная компетентность

Страница 1

Целесообразность введения понятия «профессиональная компетентность» обусловлена широтой его содержания, интегративной характеристикой, объединяющей такие широко используемые понятия, как «профессионализм», «квалификация», «профессиональные способности» и др.

В педагогической науке понятие «профессиональная компетентность» рассматривается как: совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинация личностных качеств и свойств; комплекс знаний и профессионально значимых личностных знаний; вектор профессионализации; единство теоретической и практической готовности к труду; способность осуществлять сложные культуросообразные виды действий и др.

Профессиональная компетентность (лат. profession – официально указанное занятие – от profiteer – объявлять своим делом; лат. compete – добиваться, соответствовать, подходить) – интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая уровень знаний, умений, опыт, достаточные для осуществления цели данного рода деятельности, а также его нравственную позицию. Понятие «компетентность» применимо к определенным категориям специалистов, характер труда которых связан с принятием решений, т.е. полномочных решать, судить о чем-то (это и управленцы, и эксперты, и диагносты), либо с глубоким знанием определенной области знаний (ученые, преподаватели, искусствоведы). В то же время по отношению к некоторым специалистам не употребляется термин «компетентный», но о них говорят «специалист высочайшей квалификации», «профессионал», «мастер» (летчик, дирижер, хирург, художник), по уровню профессионализма не уступающий тем специалистам, которых называют компетентными, и уровень их ответственности и нравственности ничуть не ниже. Когда же профессиональная компетентность связана с правомочностью принятия решения (например, управленца) не только относительно себя, но и других людей, то ответственность за его последствия решения неизмеримо возрастает.

Критерием профессиональной компетентности является общественная значимость результатов труда специалиста, его авторитет в конкретной области знаний (деятельности).

Разнообразие и разноплановость трактовок понятия «профессиональная компетентность» обусловлены различием научных подходов: личностно-деятельностного, системно-структурного, знаниевого, культурологического и др. к решаемым исследователями научным задачам. Можно утверждать, что сущность понятия «компетентность» должна рассматриваться в контексте вопросов целеполагания.

В психолого-педагогической науке существуют три основных подхода к исследованию содержания и структуры профессиональной компетентности: профессиографический, уровневый и задачный. Каждый из них имеет свои особенности. Так, профессиограмма, как набор требований к специалисту, удобна в применении, но целесообразна при описании только операциональных компетентностей. Система ключевых компетентностей, как многопараметрическая характеристика специалиста, не может определяться простой суммой имеющихся личностных качеств и способностей. Для этого необходимо применение комплекса взаимосвязанных параметров, поэтому используется уровневый подход.

С необходимостью постановки и решения задач специалист сталкивается во всех сферах профессиональной деятельности, на всех ее этапах. Как отмечает В.И.Дружинин, интеллект (как общая способность) лежит в основе других способностей и определяет успешность любой деятельности.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Коррекционная программа нарушений поведения детей младшего школьного возраста
Занятие «Цветные карандаши» Пособие: шапочки и накидки семи цветов радуги, семь цветных карандашей, которые можно держать в руках, цветные дорожки. Ход занятия “Вхождение” (Дети входят в зал под песню “Добрые волшебники”) Педагог: “Ребята, сегодня нам предстоит необычное путешествие: мы отправимся ...

Использование художественной литературы как средства развития связной речи у дошкольников
Речь дошкольника развивается в стихийных условиях [в семье, на улице, при помощи СМК]. Большое значение имеет создание специальных психолого-педагогических условий, способствующих ее развитию. Коммуникативная функция языка как средства общения делает его могучим орудием развития мысли, и, в свою оч ...

Актив группы. Его роль, способы формирования и организация его деятельности
Актив складывается на основе учебной и общественной деятельности учащихся - это лучшие, наиболее сознательные, энергичные представители группы. Какой - то иной принцип отбора актива порочен в своей основе. Очень важно не ошибиться в определении кандидатур в состав актива группы. Изучая личные дела ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru