Наиболее ярко интеллектуальная компетентность проявляется в профессиональной деятельности, однако нельзя отождествлять ее с профессионализмом. Компетентными являются не просто лица, имеющие большой опыт в какой-либо сфере профессиональной деятельности, а те, кто обладает особым типом организации предметно-специфических знаний в этой области и способностью принятия эффективных решений.
Профессиональная компетентность включает в себя не только представление о квалификации (профессиональные навыки, как опыт деятельности, умения и знания), но и освоенные социально-коммуникативные и индивидуальные способности, обеспечивающие самостоятельность профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность включает в себя ряд компетенций: профессиональная, социально-коммуникативная, компетенция самоуправления.
Профессиональная компетентность, являющаяся основой профессиональных качеств личности, представлена следующими элементами деятельности:
анализ трудового и технологического процессов;
- анализ технической документации, заданий;
- безошибочность выполнения и координации работ трудового процесса;
- создание профессионально значимой информации, касающейся состояния объектов деятельности;
- прогнозирование появления и развития нештатных ситуаций;
- обеспечение безопасности выполнения работ;
- соблюдение технологических требований;
- освоение дополнительных квалификаций;
- высокий уровень культуры и организации процесса;
- отсутствие поломок оборудования и инструмента, связанных с неправильной эксплуатацией;
- отсутствие брака;
- своевременное устранение отклонений, возникающих в технологическом процессе;
- выполнение рекомендаций, норм и требований, касающихся физиологических, экономических, экологических и эргономических факторов.
Социально-коммуникативная компетенция, пронизывающая коллективный трудовой процесс, проявляется в следующих способностях каждого участника:
- способность к сотрудничеству в коллективной деятельности;
- умение эффективно работать в составе группы;
- психологическая совместимость как способность адаптации к различным темпераментам и характерам;
- способность установления горизонтальных и вертикальных контактов;
- искренней уважение к труду других;
- способность понимания, восприятия иных национальных культур, толерантность;
- владение многокультурными навыками;
- способность разрешать конфликты;
- способность организовать работу группы;
- способность пользования различными средствами связи.
Компетенция самоуправления определяет такие индивидуальные способности, как:
- умение рассуждать и оценивать;
- творческий характер мышления;
- проявление инициативы;
- способность принятия ответственности;
- способность управления собой и другими;
- выявление необходимой информации из ситуации для принятия решений;
- выявление проблем, самостоятельная постановка задач и способность их решения;
- умение самостоятельно учиться и обучать других своей профессии;
- способность критически анализировать собственную профессиональную деятельность и работу других;
- понимание взаимосвязей данной работы с другими;
- принятие рациональных решений в критической ситуации;
- уровень культуры и организации трудового процесса.
Выделяют следующие виды профессиональной компетентности:
- специальная компетентность – владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
Похожие статьи:
Развитие творческих способностей ребенка в учебной деятельности
Придерживаясь позиции ученых, считающих, что наиболее адекватной формой развития творческих (креативных) способностей является обучение творческой деятельности младших школьников. Для такого обучения на первом этапе нашей экспериментальной работы мы избрали урок. Урок – остается основной формой обу ...
Проблемы организационного характера
Первая проблема. На сегодня нет единой точки зрения на то, с какого компонента и как следует начинать формирование учебной деятельности. Высказываются мнения, подтвержденные результатами экспериментальной работы, что это лучше всего делать, начиная с: -контрольного компонента (Д.Б.Эльконин и др.); ...
Особенности личностных свойств и межличностных отношений младших школьников,
их связь с особенностями коммуникаций в музыкально-педагогическом процессе
В результате проведенного психологического исследования учащихся 2-в класса были выявлены следующие взаимосвязи личностных свойств. Данные исследования представлены на таблице 1 и рис.1. Из данных таблицы и графического рисунка мы видим, что у детей данного класса: 1)
показатель общительности, добр ...