Образование: статьи и материалы » Развитие профессиональной компетентности на примере Красночикойского профессионального лицея №22 » Профессиональная компетентность

Профессиональная компетентность

Страница 2

Наиболее ярко интеллектуальная компетентность проявляется в профессиональной деятельности, однако нельзя отождествлять ее с профессионализмом. Компетентными являются не просто лица, имеющие большой опыт в какой-либо сфере профессиональной деятельности, а те, кто обладает особым типом организации предметно-специфических знаний в этой области и способностью принятия эффективных решений.

Профессиональная компетентность включает в себя не только представление о квалификации (профессиональные навыки, как опыт деятельности, умения и знания), но и освоенные социально-коммуникативные и индивидуальные способности, обеспечивающие самостоятельность профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность включает в себя ряд компетенций: профессиональная, социально-коммуникативная, компетенция самоуправления.

Профессиональная компетентность, являющаяся основой профессиональных качеств личности, представлена следующими элементами деятельности:

анализ трудового и технологического процессов;

- анализ технической документации, заданий;

- безошибочность выполнения и координации работ трудового процесса;

- создание профессионально значимой информации, касающейся состояния объектов деятельности;

- прогнозирование появления и развития нештатных ситуаций;

- обеспечение безопасности выполнения работ;

- соблюдение технологических требований;

- освоение дополнительных квалификаций;

- высокий уровень культуры и организации процесса;

- отсутствие поломок оборудования и инструмента, связанных с неправильной эксплуатацией;

- отсутствие брака;

- своевременное устранение отклонений, возникающих в технологическом процессе;

- выполнение рекомендаций, норм и требований, касающихся физиологических, экономических, экологических и эргономических факторов.

Социально-коммуникативная компетенция, пронизывающая коллективный трудовой процесс, проявляется в следующих способностях каждого участника:

- способность к сотрудничеству в коллективной деятельности;

- умение эффективно работать в составе группы;

- психологическая совместимость как способность адаптации к различным темпераментам и характерам;

- способность установления горизонтальных и вертикальных контактов;

- искренней уважение к труду других;

- способность понимания, восприятия иных национальных культур, толерантность;

- владение многокультурными навыками;

- способность разрешать конфликты;

- способность организовать работу группы;

- способность пользования различными средствами связи.

Компетенция самоуправления определяет такие индивидуальные способности, как:

- умение рассуждать и оценивать;

- творческий характер мышления;

- проявление инициативы;

- способность принятия ответственности;

- способность управления собой и другими;

- выявление необходимой информации из ситуации для принятия решений;

- выявление проблем, самостоятельная постановка задач и способность их решения;

- умение самостоятельно учиться и обучать других своей профессии;

- способность критически анализировать собственную профессиональную деятельность и работу других;

- понимание взаимосвязей данной работы с другими;

- принятие рациональных решений в критической ситуации;

- уровень культуры и организации трудового процесса.

Выделяют следующие виды профессиональной компетентности:

- специальная компетентность – владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Реализация условий развития логического мышления у детей младшего школьного возраста в процессе рисования с натуры
В формирующем эксперименте приняли участие учащиеся экспериментальной группы. На данном этапе эксперимента мы провели работу по развитию логического мышления у младших школьников в процессе рисования с натуры. Задачами развития логического мышления младших школьников в процессе рисования с натуры м ...

Коррекционная программа, направленная на развитие связной речи дошкольников
Следующим этапом исследования стал формирующий эксперимент, для проведения которого был разработан план коррекционной работы по развитию связной речи с использованием игрушек. Цель: развитие связной речи с использованием игрушек. Структура группового занятия включала в себя следующие элементы: 1. Р ...

Оценка уровня речевого развития детей в ДОУ
Базой исследования явилось МБДОУ ДС № 37, дети старшей и средней группы. Группы обучаются по программе «Истоки». В программе «Истоки « целостно определены содержание и характер современного педагогического процесса, направленного на развитие базиса личностной культуры у ребенка дошкольного возраста ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru