Наиболее ярко интеллектуальная компетентность проявляется в профессиональной деятельности, однако нельзя отождествлять ее с профессионализмом. Компетентными являются не просто лица, имеющие большой опыт в какой-либо сфере профессиональной деятельности, а те, кто обладает особым типом организации предметно-специфических знаний в этой области и способностью принятия эффективных решений.
Профессиональная компетентность включает в себя не только представление о квалификации (профессиональные навыки, как опыт деятельности, умения и знания), но и освоенные социально-коммуникативные и индивидуальные способности, обеспечивающие самостоятельность профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность включает в себя ряд компетенций: профессиональная, социально-коммуникативная, компетенция самоуправления.
Профессиональная компетентность, являющаяся основой профессиональных качеств личности, представлена следующими элементами деятельности:
анализ трудового и технологического процессов;
- анализ технической документации, заданий;
- безошибочность выполнения и координации работ трудового процесса;
- создание профессионально значимой информации, касающейся состояния объектов деятельности;
- прогнозирование появления и развития нештатных ситуаций;
- обеспечение безопасности выполнения работ;
- соблюдение технологических требований;
- освоение дополнительных квалификаций;
- высокий уровень культуры и организации процесса;
- отсутствие поломок оборудования и инструмента, связанных с неправильной эксплуатацией;
- отсутствие брака;
- своевременное устранение отклонений, возникающих в технологическом процессе;
- выполнение рекомендаций, норм и требований, касающихся физиологических, экономических, экологических и эргономических факторов.
Социально-коммуникативная компетенция, пронизывающая коллективный трудовой процесс, проявляется в следующих способностях каждого участника:
- способность к сотрудничеству в коллективной деятельности;
- умение эффективно работать в составе группы;
- психологическая совместимость как способность адаптации к различным темпераментам и характерам;
- способность установления горизонтальных и вертикальных контактов;
- искренней уважение к труду других;
- способность понимания, восприятия иных национальных культур, толерантность;
- владение многокультурными навыками;
- способность разрешать конфликты;
- способность организовать работу группы;
- способность пользования различными средствами связи.
Компетенция самоуправления определяет такие индивидуальные способности, как:
- умение рассуждать и оценивать;
- творческий характер мышления;
- проявление инициативы;
- способность принятия ответственности;
- способность управления собой и другими;
- выявление необходимой информации из ситуации для принятия решений;
- выявление проблем, самостоятельная постановка задач и способность их решения;
- умение самостоятельно учиться и обучать других своей профессии;
- способность критически анализировать собственную профессиональную деятельность и работу других;
- понимание взаимосвязей данной работы с другими;
- принятие рациональных решений в критической ситуации;
- уровень культуры и организации трудового процесса.
Выделяют следующие виды профессиональной компетентности:
- специальная компетентность – владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
Похожие статьи:
Идея народности в аксиологическом воспитании детей
Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Слова великого русского педагога К. Д. Ушинского о том, что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ», целиком относятся ко всем другим народам. Вместе с тем они предпо ...
Электронные энциклопедии
Основу технологии разделяемых единиц контента (ТРЕК) составляют способ структурирования знаний предметной области (приложения), методы селекции структурных элементов и их упорядочения при синтезе конкретных учебных пособий. Созданию прикладной электронной энциклопедии предшествует разработка онтоло ...
Фольклор в развитии творческих способностей детей
школьного возраста
По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей. Б.М. Теплов отмечает, что "раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно ...