Наиболее ярко интеллектуальная компетентность проявляется в профессиональной деятельности, однако нельзя отождествлять ее с профессионализмом. Компетентными являются не просто лица, имеющие большой опыт в какой-либо сфере профессиональной деятельности, а те, кто обладает особым типом организации предметно-специфических знаний в этой области и способностью принятия эффективных решений.
Профессиональная компетентность включает в себя не только представление о квалификации (профессиональные навыки, как опыт деятельности, умения и знания), но и освоенные социально-коммуникативные и индивидуальные способности, обеспечивающие самостоятельность профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность включает в себя ряд компетенций: профессиональная, социально-коммуникативная, компетенция самоуправления.
Профессиональная компетентность, являющаяся основой профессиональных качеств личности, представлена следующими элементами деятельности:
анализ трудового и технологического процессов;
- анализ технической документации, заданий;
- безошибочность выполнения и координации работ трудового процесса;
- создание профессионально значимой информации, касающейся состояния объектов деятельности;
- прогнозирование появления и развития нештатных ситуаций;
- обеспечение безопасности выполнения работ;
- соблюдение технологических требований;
- освоение дополнительных квалификаций;
- высокий уровень культуры и организации процесса;
- отсутствие поломок оборудования и инструмента, связанных с неправильной эксплуатацией;
- отсутствие брака;
- своевременное устранение отклонений, возникающих в технологическом процессе;
- выполнение рекомендаций, норм и требований, касающихся физиологических, экономических, экологических и эргономических факторов.
Социально-коммуникативная компетенция, пронизывающая коллективный трудовой процесс, проявляется в следующих способностях каждого участника:
- способность к сотрудничеству в коллективной деятельности;
- умение эффективно работать в составе группы;
- психологическая совместимость как способность адаптации к различным темпераментам и характерам;
- способность установления горизонтальных и вертикальных контактов;
- искренней уважение к труду других;
- способность понимания, восприятия иных национальных культур, толерантность;
- владение многокультурными навыками;
- способность разрешать конфликты;
- способность организовать работу группы;
- способность пользования различными средствами связи.
Компетенция самоуправления определяет такие индивидуальные способности, как:
- умение рассуждать и оценивать;
- творческий характер мышления;
- проявление инициативы;
- способность принятия ответственности;
- способность управления собой и другими;
- выявление необходимой информации из ситуации для принятия решений;
- выявление проблем, самостоятельная постановка задач и способность их решения;
- умение самостоятельно учиться и обучать других своей профессии;
- способность критически анализировать собственную профессиональную деятельность и работу других;
- понимание взаимосвязей данной работы с другими;
- принятие рациональных решений в критической ситуации;
- уровень культуры и организации трудового процесса.
Выделяют следующие виды профессиональной компетентности:
- специальная компетентность – владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
Похожие статьи:
Врачебный контроль над физическим воспитанием в детском саду
1. Врачебный контроль осуществляется медицинским персоналом детского сада. Основная задача врачебного контроля заключается в содействии укреплению здоровья детей, совершенствованию физического и нервно-психического развития. 2. Медицинский контроль включает: а) врачебные обследования, оценку состоя ...
Общая характеристика процесса воспитания
Теория воспитания изучает задачи, содержание, методы и формы воспитания, а также рассматривает деятельность студенческого коллектива, семьи по вопросам воспитания молодежи. Воспитание, как и обучение, характеризуется целенаправленностью, организованностью. Это процесс планомерного, систематического ...
Пример готовности к обучению
Развитие устной речи младших школьников с нарушением внимания – одна из важных задач, решаемых в образовательном процессе. Актуальность проблемы коррекции устной речи младших школьников с нарушением внимания обусловлена новой для них учебной деятельностью, в процессе которой приходится много рассуж ...